Часть суммы спишут, а Куба будет закупать российские самолеты Ту-204СМ — по российским кредитам и под госгарантии.
Россия спишет Кубе часть советского долга, а остальное реструктуризирует в течение 10 лет. Общая сумма задолженности — $30 млрд. Кроме того, «Ильюшин Финанс» возьмет кредиты в российских банках для обеспечения финансового лизинга самолетов для Кубы. Соответствующие соглашения были подписаны в четверг в Гаване по итогам встречи премьер-министра Дмитрия Медведева и Рауля Кастро. Определиться с суммами списываемого и рефинансируемого долга страны планируют до сентября текущего года, уточнил глава Минпромторга России Денис Мантуров.
Переговоры об урегулировании кубинского долга зашли в тупик в середине 2000-х годов. тогда Москва оценивала задолженность в $16—25 млрд, а Гавана долг не признавала. В результате еще в 2006 году Минфин России заявил, что переговоры откладываются на неопределенный срок. Тогда же в ходе визита на Кубу премьер-министра Михаила Фрадкова Гаване дали еще один кредит на $350 млн, а часть долга — $160 млн — разрешили платить в течение 10 лет с льготным периодом в четыре года.
Куба — крупнейший должник России с советских времен. В 2000-х годах Москва простила долги нескольким странам, в том числе Ираку, Ливии, Монголии, Сирии, Афганистану.
Кроме того, Россия фактически модернизирует воздушный флот Кубы и передаст ей в том числе Ту-204СМ, которым еще предстоит завершить испытания и пройти сертификацию. Ранее Куба уже закупила три Ан-158, еще на три заключен опцион: эти лайнеры войдут в строй в марте, июне и августе. Соглашение о финансовом лизинге предполагает поставку трех Ил-96-400 в компоновке до 350 мест. Они будут переделываться из грузовой версии, пояснил Мантуров. Под поставку самолетов «Ильюшин Финанс» под госгарантии правительства России возьмет кредит в российских банках, который кубинская сторона будет погашать в течение 10 лет. Воздушный парк авиакомпании Cubana de Aviacion должен также пополниться двумя Ту-204СМ. Кроме того, Гавана закупит запчасти для поддержания уже имеющихся самолетов в эксплуатации.
Общая сумма контрактов на поставку российских самолетов на Кубу — около $650 млн.
Сейчас авиапарк Cubana de Aviacion состоит из 12 пассажирских лайнеров, в числе которых два Ил-96-300 и два Ту-204-100Е. Ил-96-300 были приобретены в 2004 году за $110 млн и на 85% были профинансированы за счет кредита Росэксимбанка.
Визит Медведева в Гавану начался с традиционного для иностранных лидеров возложения венков к монументу герою революции Хосе Марти. Сами переговоры проходили во дворце революции (члены российской делегации признавались, что почувствовали дух советского времени).
Зарубежные лидеры приезжают на Кубу не часто, если не считать лечения болеющего раком венесуэльского президента Уго Чавеса.
На церемонии подписания соглашений Кастро пытался продемонстрировать особое расположение к Москве. «Здравствуйте, товарищи», — обратился он к присутствующим перед церемонией подписания. Похоже, он запомнил лишь эту фразу: на прощание кубинский лидер тоже со всеми поздоровался.
«До свидания!» — поправил его Медведев. «До свидания, товарищи», — повторил Кастро.
На Кубу Медведев прибыл из Бразилии, куда он приехал уже загоревший: премьер делал остановку на острове Сол в Кабо-Верде. Там самолеты российской делегации делали дозаправку. В столице Бразилии премьера встретила президент Дилма Роуссефф, сломавшая палец на ноге и по этому случаю носившая обувь не по протоколу (на правой ноге был крокс). Беседа с вице-президентом Мишелом Мигелом Элиасом Темером и заседание межправительственной комиссии высокого уровня прошли традиционно «удовлетворительно». Товарооборот между странами, говорил Медведев, в будущем должен увеличиться с $6 млрд до $10 млрд.
Несмотря на высокий уровень, в делегацию входил всего лишь один министр — Николай Федоров, а дороги в городе Бразилия для кортежа не перекрывали и прохожим разрешали фотографироваться с встречавшими Медведева военными с конскими хвостами на головных уборах.
По результатам визита стало ясно, что стороны не смогли быстро завершить переговоры о покупке двух батарей переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла» и трех батарей систем ПВО «Панцирь-С1» с передачей технологий их сборки на территории Бразилии. Местная пресса предрекала подписание контракта в ходе визита российского премьера, но Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству и минобороны Бразилии подписали лишь декларацию о намерениях о сотрудничестве в сфере ПВО. В документе, с которым ознакомился корреспондент, говорится, что переговоры начнутся в марте. Но бразильские военные тендеры, как и индийские, могут длиться годами.
ГЛОНАСС придет в Бразилию раньше, чем разработки ПВО. Но пока только в виде квантово-оптической станции для определения наклонной дальности до космических аппаратов. Ее разместят на территории Университета Бразилии.
Очередное списание долгов. Почему дает в долг страна, путем недополучение пенсий и нищенских зар.плат, а прощает правительство. Спросите у учителей, они согласны простить долг. И поставляемые самолеты мы сами будем строить в долг — плодим прослойку банкиров, которые хлебушек не ростят, у станка не стоят.