Такие цифры заложены в соответствующей госпрограмме. Прежний вариант документа от октября 2012 года был дешевле на 1 трлн рублей. Ситуация в региональных и муниципальных финансах грозит кризисом, считают экономисты. И по их мнению, дополнительных дотаций недостаточно.
Региональные бюджеты к 2020 году должны стать более сбалансированными, получать больше дотаций, а не субсидий, чтобы планировать расходы на трехлетнюю перспективу и повысить качество бюджетной политики. Такие цели заложены в госпрограмме по повышению устойчивости бюджетов регионов, на которую выделяется более 5,5 трлн рублей.
Менее чем за 5 месяцев объем финансирования по сравнению с прежней версией документа увеличился на 1 трлн рублей.
Ежегодно регионы будут получать на выравнивание бюджетной обеспеченности по более чем 400 млрд рублей дотаций. Дотации на сбалансированность будут уходить преимущественно на реализацию майских указов президента Владимира Путина. «Речь идет о повышении заработной платы. Именно на эти цели у нас предусмотрено в этом году и в последующие годы около 100 млрд рублей», — пояснил министр финансов Антон Силуанов. Зарплаты должны увеличиваться постепенно до 2018 года, соответственно, эти дотации будут распределяться не до конца действия госпрограммы.
В проекте госпрограммы, опубликованном Минфином в октябре 2012 года, ее финансирование оценивалось в 4,52 трлн рублей. В 2013 году на поддержание устойчивого исполнения бюджетов (с учетом целевых субсидий) было предусмотрено более 603 млрд рублей, в 2014 году — 594,4 млрд, в 2015-м — почти 583,4 млрд рублей. Эти же суммы значились в проекте бюджета на 2013—2015 годы. «Объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы в 2013—2015 годах соответствуют параметрам федерального бюджета», — пояснили «Газете.Ru» в Минфине.
А объемы финансирования на 2016—2020 годы скорректировали, указали в ведомстве. В эти суммы внесены расходы федерального бюджета на реализацию президентских указов: регионам дадут дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение зарплат бюджетникам. Кроме того, индексированы объемы расходов федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, сказали в ведомстве.
Ранее Силуанов говорил, что в 2013—2015 годах на выполнение поручений президента регионы должны будут изыскать 1,38 трлн рублей, а федеральный бюджет — 1,145 трлн рублей.
Распределение дотаций еще может быть скорректировано с учетом планов по развитию Сибири и Дальнего Востока, сообщил на заседании правительства в понедельник министр финансов Антон Силуанов.
В 2013 году в объеме трансфертов федерального бюджета в регионы дотации будут составлять 37%, к 2020 году показатель должен увеличиться до 42%.
Субсидий, наоборот, должно стать меньше (с нынешних 93 видов до 42 в 2020 году). Таким образом, государство рассчитывает, что региональные власти получат больше свободы в распределении денег на приоритетные направления. Больше субсидий будет прописываться в федеральном бюджете и проходить через госпрограммы — их число вырастет с 16% до 55%, сказал Силуанов. Сейчас «субъекты Российский Федерации, планируя свои бюджеты на три года, не видят, какой объем той или иной финансовой помощи, предоставляемой в виде субсидий, предусмотрен им не только на очередной финансовый год, но и на второй и третий год трехлетки», — указал на проблему планирования министр.
Против такого подхода выступил губернатора Пермского края Виктор Басаргин. «Боюсь, что эта цифра, связанная с 55% всех расходов через госпрограммы, может быть с точки зрения программы завышенной, если мы не внесем законодательные изменения», — сказал он.
Финансовая ситуация в регионах в связи с повышением социальных обязательств требует срочных действий, указывает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пинухина. «В период кризиса были взяты масштабные обязательства, для выполнения которых у регионов не хватает источников доходов. Сначала обязательства компенсировались трансфертами из бюджета, а затем бюджетными кредитами», — говорит экономист. По ее словам, в результате 37% всех региональных долгов — это задолженность перед федеральным центром. «В президентских поручениях были заявлены дополнительные соцобязательства, они на две трети ложатся на региональные бюджеты. При нынешней модели межбюджетных отношений нам грозит кризис региональных бюджетов», — считает Пинухина.
По подсчетам специалистов ЦМАКП, 29 регионов находятся в сложном положении: у 18 из них накопленный долг превышает 50% собственных доходов, а у 11 более половины доходов обеспечивается трансфертами.
100 млрд рублей на покрытие региональных расходов на повышение зарплат бюджетникам вряд ли будет достаточно, прогнозирует Александр Андряков из Экономической экспертной группы. «Указы есть, а денег нет.
С этими указами имеет место некая путаница: исходя из действующего законодательства, эти указы должны были предусматривать 100-процентное покрытие из федерального бюджета, так как это указ федерального уровня. Но это не так», — говорит экономист. По его мнению, заметный скачок в увеличении объемов финансирования госпрограммы частично связан именно с президентскими поручениями.
Тенденцию увеличения объемов дотаций и снижения субсидий экономист считает верной. «Дотации — это инструмент свободный: регионы сами смотрят, куда их использовать в рамках действующего законодательства. Если принять во внимание, что региональные власти будут ответственно относиться к налогово-бюджетной политики, то переход от субсидий к дотациям — более правильный подход», — полагает эксперт