Касымахунов против России (29604/12) пытки, похищение

Гражданин Узбекистана Юсуп Касымахунов переехал в Россию в 1995 г. Он был активным членом Хизб Ут-Тахрир, исламистской организации, признанной террористической и в Узбекистане, и в России. В 1999 г. Генпрокуратура Узбекистана объявила его в розыск. 13 февраля 2004 г. он был арестован в России, а в марте того же обвинен уже российскими властями в терроризме, основании террористической организации и использовании фальшивых документов. 11 ноября 2004 г. Мосгорсуд признал его виновным и приговорил к семи годам и четырем месяцам заключения. Верховный суд оставил приговор в силе. Когда срок заключения истек, Касымахунов на свободу не вышел, потому что возобновилось дело по высылке его на родину; Кольский районный суд неоднократно продлевал срок ареста, и к июлю 2012 г. заявитель прошел все административные и судебные инстанции, везде проиграв.

В мае 2011 г. Касымахунов подал прошение о получении статуса беженца, но получил отказ, который впоследствии поддержали Басманный районный суд г. Москвы и опять же Мосгорсуд. 15 мая 2012 г. он подал жалобу в ЕСПЧ, который, в свою очередь, распорядился приостановить экстрадицию до окончания рассмотрения заявления. 10 декабря 2012 года Касымахунов вышел на свободу по истечении максимального срока содержания; в тот же день он сообщил своим представителям, что за ним следят, и он опасается похищения. 14 декабря он позвонил хозяйке, у которой снимал жилье, потому что хотел одолжить отвертку, но так и не пришел; в его квартире остались все его вещи и документы. Позднее представители Касымахунова дополнили жалобу в Страсбургский суд в соответствии с новыми обстоятельствами.

Как сообщили «Узбекские авиалинии», вечером в день исчезновения Касымахунов улетел в Ташкент регулярным рейсом из московского аэропорта «Домодедово», причем билет был куплен на его узбекский паспорт, чей срок действия истек еще в 2009 г., и, очевидно, он прошел пограничный и таможенный контроль, находясь в федеральном списке разыскиваемых лиц. Правительство, не оспаривая основных фактов, указало, что расследование еще продолжается, а доказательств причастности представителей государства к описываемым событиям нет. О самом Касымахунове с тех пор ничего не известно.

ЕСПЧ пришел и в данном деле к аналогичным выводам: Касымахунов был насильственно перевезен на родину при как минимум пассивном участии российских официальных лиц и вопреки обязательствам России в соответствии со ст. 3 Конвенции (запрет пыток); расследование похищения было неэффективно, и начато лишь спустя два месяца после исчезновения заявителя. Кроме того, поскольку после похищения никакой связи с Касымахуновым нет, и Россия прямо причастна к возникновению этой ситуации, евроинстанция признала нарушение ст. 34 Конвенции (право подавать индивидуальную жалобу в ЕСПЧ). Отдельно суд постановил, что Россия обязана наладить контакт между заявителем и Комитетом министров Совета Европы.

Представители Касымахунова оставили сумму компенсации нематериального ущерба на усмотрение суда, который постановил выплатить ему в совокупности 50 000 евро.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *