В Приморском крае суд обратил в доход государства автомобиль муниципальной служащей, которая не смогла подтвердить его приобретение на законные доходы, сообщает пресс-служба краевой прокуратуры

В Советский районный суд Владивостока обратилась прокуратура города с заявлением об обращении в доход государства автомобиля, принадлежащего служащей администрации Надеждинского муниципального района Эльвире Карпенко.

Согласно заявлению, 16 февраля 2013 года Карпенко приобрела в собственность Nissan Qashqai за 863 000 руб. Стоимость машины превышала общий доход чиновницы за три года. Как отмечает прокуратура, в соответствии с требованиями закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» чиновники обязаны раскрывать сведения о своих расходах, в том числе о сделке по приобретению транспортного средства. Однако Карпенко не смогла представить источники получения средств, за счет которых была совершена покупка Nissan.

Суд удовлетворил иск в полном объеме и принял решение обратить в доход государства принадлежащую муниципальной служащей иномарку.

Текст решения:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<дата>                                 г.Владивосток

Советский районный суд г.Владивостока Приморского края

в составе: председательствующего судьи                 Юлбарисовой С.А.

при секретаре                                 Мусатовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморского края в интересах Российской Федерации к К. об обращении имущества в доход Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Приморского края обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к К. об обращении в доход Российской Федерации принадлежащего ей транспортного средства <данные изъяты> года выпуска, двигатель <номер>, кузов <номер>, государственный регистрационный знак <номер>. В обоснование требований указал, что <дата> в Прокуратуру Приморского края от Губернатора Приморского края поступили материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами К., занимающей должность ведущего специалиста 3 разряда управления имущественных отношений администрации Надеждинского муниципального района. Из материалов, полученных в результате контроля за расходами, следует, что <дата> К. приобрела в А. автомобиль <данные изъяты>, <дата> года выпуска, двигатель <номер> <номер>, кузов <номер>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб. При этом совокупный доход К. за <дата> года в соответствии с её справками о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведениями УФНС России по Приморскому краю составил <данные изъяты> руб. Однако, К. сведения о расходах по сделке по приобретению вышеуказанной автомашины <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> руб. в кадровую службу администрации Надеждинского муниципального района не представила. В рамках контроля за осуществлением расходов, К. в качестве источника получения средств, за счет которых совершена сделка, указала, что автомашина получена в дар от М. и М. Согласно пояснениям М. автомашину он в дар не передавал, а передавал в дар К. денежные средства в размере <данные изъяты> руб. В справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <дата> год, представленной К. в администрацию Надеждинского муниципального района, денежные средства, полученные в качестве дара, не указаны. Согласно сведениям УФНС России по Приморскому краю совокупный доход М. за период <дата> год составляет <данные изъяты> руб. Таким образом, К. сведений, подтверждающих приобретение на законные доходы транспортного средства <данные изъяты>, <дата> года выпуска, государственный регистрационный знак <номер> стоимостью <данные изъяты> руб., не представила.

    В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что муниципальный служащий обязан представлять сведения о своих расходах и самостоятельно заявить о совершении такой сделки им или членами его семьи, а также об источниках получения средств. Должностное лицо обязано сообщить информацию и все необходимые сведения о сделке по приобретению указанного в ч. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ имущества. Сведения о расходах подаются, если сумма сделки превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующие совершению сделки, вместе со справками о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Губернатор Приморского края на основании поступившей информации принимает решение об осуществлении контроля за расходами муниципального служащего. В рамках осуществления контроля у муниципального служащего истребуются сведения о его расходах по сделке за последних три года предшествующих отчетному периоду, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, проводится проверка достоверности и полноты сведений, представленных в кадровую службу, а также сведений о расходах представленных в ходе осуществления контроля, затем определяется соответствие расходов данного лица его доходу на основе анализа собранных в ходе осуществления контроля материалов. Как следует из материалов, полученных в ходе осуществления контроля за расходами К., последняя в <дата> году приобрела автомашину <данные изъяты> года выпуска стоимостью <данные изъяты> руб., при этом совокупных доход К. за <дата> года составил <данные изъяты> руб. Однако, К. сведения о расходах по сделке по приобретению автомашины в кадровую службу Надеждинского муниципального района не представила. В ходе осуществления контроля К. дала пояснения о том, что сведения о расходах не были ею представлены в связи с неправильным определением периода, предшествующего дате совершения сделки. Впоследствии ею были представлены сведения о том, что автомашина получена в дар от М. и М. Согласно пояснениям М. автомашину он К. в дар не передавал, а передал в дар денежные средства в размере <данные изъяты> руб. По результатам контроля за расходами К. кадровой службой администрации Приморского края был сделан вывод о несоответствии расходов К. её доходам, что отражено в докладе Губернатору Приморского края от <дата>. Выводы, сделанные по результатам контроля за расходами К. и отраженные в докладе, а также решение Губернатора Приморского края о направлении доклада главе Надеждинского муниципального района для применения мер юридической ответственности и об обращении в органы прокуратуры явились основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском. Считает, что доказательства приобретения имущества на законные доходы должны быть представлены в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего должность муниципального служащего. К объяснениям К., данным в ходе осуществления контроля, следует отнестись критически, поскольку изначально она в качестве причины непредставления справки о расходах указывала на неверное определение периода, предшествующего совершению сделки. Затем поясняла, что автомашина получена ею в дар от родственников М. и М. Впоследствии её объяснения свелись к тому, что в дар она получила не транспортное средство, а деньги в размере <данные изъяты> руб. В судебном заседании М. дал показания о том, что оплатил в кассу автосалона <данные изъяты> руб., оставшуюся сумму доложила К. Полагает, что доказательств приобретения имущества на законные доходы К. в ходе осуществления контроля не представила. Это обстоятельство является основанием для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как обращение имущества в доход Российской Федерации.

Представитель ответчика по доверенности Ч. с иском не согласился. В обоснование возражений пояснил, что принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Принудительное изъятие имущества без равноценного возмещения возможно только при условии установления судом факта приобретения указанного имущества на доходы, полученные незаконным путем. Автомашина приобретена К. на законные доходы. Автомашина <данные изъяты>, <дата> года выпуска, государственный регистрационный знак <номер> была подарена К. родным дядей на день рождения. День рождения у К. <дата>, а через неделю – <дата> она вместе со своим дядей М. поехала в автосалон, где был приобретен автомобиль. Покупку оплачивал М., оформлена покупка была на К. Пояснения К. и М., данные в ходе проведения контроля за осуществлением расходов К., не противоречат друг другу, а отражают разное субъективное восприятие одной и той же ситуации. Для К. существует факт того, что дядя подарил ей автомашину, а для М. – оплаты стоимости автомашины, оформленной на племянницу. М. имел возможность сделать такой подарок своей племяннице, поскольку в <дата> году, помимо дохода по основному месту работы, получил доход от продажи жилого дома с земельным участком. То обстоятельство, что К. не указала при подаче сведений о расходах и доходах сумму дара в размере <данные изъяты> руб. свидетельствует лишь о не указании ею этих расходов и доходов, но не свидетельствует о незаконности происхождения указанной суммы. Прокурор не предоставил доказательств незаконного происхождения денежных средств в размере <данные изъяты> руб., на которые был приобретен автомобиль. В докладе зафиксирован лишь факт не предоставления справки о расходах, но выводов, что имущество приобретено на незаконные доходы отсутствуют. Таким образом, не установлено, что деньги в размере <данные изъяты> руб. получены К. незаконным путем. Статья 16 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» гласит о том, что в случае если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов муниципального служащего его доходу, материалы, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, направляются в органы прокуратуры. Следовательно, прокуратура должна принять меры к выявлению факта незаконности получения денежных средств, за счет которых приобретено имущество. Однако, органы прокуратуры, апеллируя лишь результатами проверки Губернатора Приморского края, по якобы установленному факту незаконности получения денежных средств, обращаются в суд с иском об изъятии имущества в доход Российской Федерации. Вместе с тем, никакой проверки прокуратура не проводила, и ею не представлено доказательств приобретения К. имущества на незаконные доходы.

Ответчик К. в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании, состоявшемся <дата>, К. поясняла, что ежегодно она представляла в кадровую службу справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего. О том, что ею приобретена автомашина <данные изъяты>, <дата> года выпуска она не скрывала, указав ее в справе о доходах за отчетный период с <дата> по <дата>. Транспортное средство ей помог приобрести дядя (родной брат её матери) М.., который в автосалоне оплатил в кассу <данные изъяты> руб., а <данные изъяты> руб. оплатила она. Автомашина была приобретена накануне её дня рождения, денежная сумма в размере <данные изъяты> руб. – это подарок дяди на день рождения. Федеральный закон от <дата> N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» до нее и до других служащих доводили под роспись, однако, она его не изучала. О том, что необходимо заполнять справку о расходах в случае, если сумма сделки превышает её общий доход за три последних года, предшествующие совершению сделки, она не знала. Иск не признала.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Территориальное управление Росимущества в Приморском крае (л.д. 65).

Представитель привлеченного к участие в дела третьего лица в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика К. и представителя Территориального управления Росимущества в Приморском крае.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск прокурора Приморского края подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Прохождение муниципальной службы урегулировано Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации«.

Статья 15 данного Закона определяет обязанность муниципальных служащих представлять сведения о доходах и расходах как в отношении себя, так и в отношении своих близких родственников.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Приморского края «О муниципальной службе в Приморском крае» муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее — сведения о расходах).

Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее по тексту — ФЗ от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ), настоящий Федеральный закон в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее — контроль за расходами), определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Пунктом 1 части 1 статьи 2 ФЗ от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ определены категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами.

Частью 1 той же статьи установлено, что контроль за расходами должностных лиц муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими статус лиц, замещающих указанные должности, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующие совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее — сведения о расходах), предоставляются:

в кадровую службу органа местного самоуправления Приморского края (специалисту, ответственному за ведение кадрового учета соответствующего органа) — лицами, замещающими муниципальные должности в Приморском крае на постоянной основе, и муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы в Приморском крае в этом же органе.

Сведения о расходах, предусмотренные федеральными законами от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ, отражаются в соответствующем разделе справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.

Во исполнение федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», утвержден Порядок представления сведений лицом, замещающим государственную должность Приморского края, муниципальную должность в Приморском крае на постоянной основе, должность государственной гражданской службы Приморского края и должность муниципальной службы в Приморском крае, о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и осуществления контроля за соответствием расходов указанного лица, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам (далее Порядок).

Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, служит письменно оформленная информация, предоставленная в порядке, установленном частями 1 — 3 статьи 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

На основании статьи 5 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Губернатор Приморского края либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего должность, указанную в пункте 1 настоящего Порядка, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Решение об осуществлении контроля за расходами лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, принимается в отношении каждого лица и оформляется в письменной форме.

В судебном заседании установлено, что К. с <дата> проходила службу в управлении муниципального имущества Надеждинского муниципального района в должности старшего специалиста 1 разряда, с <дата> – в должности ведущего специалиста 3 разряда (л.д. 98-101).

Согласно должностной инструкции ведущего специалиста 3 разряда управления муниципального имущества администрации Надеждинского муниципального района, ведущий специалист 3 разряда является муниципальным служащим, который в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края, Уставом Надеждинского муниципального района, положением об управлении муниципального имущества, настоящей инструкцией (раздел 1).

В должностные обязанности К. входит прием документов на оформление прав на земельные участки, подготовка проектов распоряжений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками, прекращения права граждан на земельные участки, формирование землеустроительных дел на земельные участки и пр. (л.д. 102-105).

Из материалов дела следует, что <дата> К. приобрела автомашину <данные изъяты>, <дата> года выпуска, двигатель <номер>, кузов <номер>, стоимостью <данные изъяты> руб. (л.д. 30-32).

В справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с <дата> по <дата>, в разделе «Транспортные средства» К. указала наличие автомашины <данные изъяты>, <дата> года выпуска. Справка подписана К. <дата> (л.д. 20-23).

При этом, совокупный доход К. за <дата> г.г. составил <данные изъяты> руб., что следует из справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего за соответствующие отчетные периоды (л.д. 8-19).

Поскольку сумма сделки превышает доход К. за три последних года, предшествующих совершению сделки, она обязана была в силу вышеприведенных норм действующего законодательства представить в кадровую службу сведения о своих расходах по сделке по приобретению транспортного средства, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

В рамках проверки <дата> К. представила в администрацию Надеждинского муниципального района справку о расходах и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, где указала, что автомашина <данные изъяты>, <дата> года стоимостью <данные изъяты> руб. получена ею в дар (л.д. 24).

В этот же день в адрес главы администрации Надеждинского муниципального района К. написала объяснение, в котором в качестве причины не предоставления справки о расходах указала, что ею ошибочно были учтены доходы за период <дата>, <дата>, <дата> г.г., которые составили <данные изъяты> руб., что значительно превышает стоимость автомашины (л.д. 25).

В соответствии с п. 6.1. Порядка руководитель органа местного самоуправления, в кадровую службу которого должностные лица представляют сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, при выявлении предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ оснований для осуществления мер по контролю за расходами обязан направлять Губернатору Приморского края в 10-дневный срок с момента их выявления предложения о принятии решения об осуществлении контроля за расходами.

По делу установлено, что на основании информации, поступившей из администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, приказом Губернатора Приморского края от <дата> принято решение об осуществлении контроля за соответствием расходов ведущего специалиста 3 разряда управления муниципального имущества администрации Надеждинского муниципального района Приморского края К. её доходам (л.д. 6-7).

В силу статьи 4 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя:

1) истребование от данного лица сведений:

а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду;

б) об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в подпункте «а» настоящего пункта;

2) проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей части;

3) определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе:

1) давать пояснения в письменной форме:

а) в связи с истребованием сведений, предусмотренных пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона;

б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 и пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, и по ее результатам;

в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка, указанная в подпункте «а» пункта 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона;

2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.

В ходе осуществления контроля К. в письменной форме пояснила, что автомобиль <данные изъяты>, <дата> года выпуска, стоимостью <данные изъяты> руб. приобретен за счет подаренных родственниками денежных средств в честь дня рождения (л.д. 26).

Из письменных пояснений М. от <дата> следует, что в <дата> года в автосервисе <данные изъяты> он дал свой племяннице К. денежную сумму в размере <данные изъяты> руб. на приобретение автомашины (л.д. 33).

По результатам проверки достоверности и полноты сведений о расходах сделан вывод о том, что К. сведения о расходах в части приобретения имущества (автомобиля) представила достоверные, однако, сведения об источниках получения денежных средств, за счет которых совершена сделка по приобретению имущества (автомобиля), являются не достоверными (л.д. 112-114).

В докладе о результатах осуществления контроля за расходами на имя Врио Губернатора Приморского края М. отражено, что ведущий специалист 3 разряда управления муниципального имущества администрации Надеждинского района К. при наличии оснований для представления сведений о расходах в срок до 30.04.2014, указанную обязанность не выполнила, а также установлено несоответствие расходов К. её доходу за три последних года, предшествующих совершению сделки (л.д. 118-120).

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

В силу ст. 17 Закона № 230-ФЗ генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении материалов, предусмотренных частью 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.

<дата> Губернатор Приморского края направил прокурору Приморского края копии материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами К.

Основанием для направления материалов осуществления контроля за расходами К. в органы прокуратуры послужил факт выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов К. её доходу за три года, предшествующих совершению сделки по приобретению транспортного средства <данные изъяты>, <дата> года выпуска (л.д. 36).

Таким образом прокурор, реализуя результаты контроля за соответствием расходов муниципального служащего его доходам, обратился в суд с иском об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не было представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

В силу ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года N 273-ФЗ, противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

В целях реализации основополагающих принципов противодействия коррупции в Российской Федерации, таких как законность, защита основных прав и свобод человека и гражданина, действующее законодательство в рамках контроля за соответствием расходов муниципального служащего его доходам, предоставляет муниципальному служащему возможность представить сведения (объяснения, дополнительные материалы) об источниках получения средств, за счет которых им совершена сделка, сумма которой превышает общий доход за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Вместе с тем суд приходит к выводу, что ни в ходе осуществления контроля за соответствием расходов муниципального служащего его доходам, ни в ходе судебного разбирательства К. не представила в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательств приобретения транспортного средства на законные доходы.

Законные доходы (применительно к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции) – это доходы, происхождение которых обязанным лицом документально подтверждено. Все полученные доходы должны быть указаны в соответствующих справках.

Как установлено в судебном заседании К. не указала в справке о доходах за отчетный период с <дата> по <дата> дохода в виде денежной суммы <данные изъяты> руб., полученной в дар от родственника. Тогда как указанная сумма является значительной по сравнению с доходом К.

Получение денежной суммы в дар от М. никакими допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждено.

Суд не принимает в качестве доказательства приобретения транспортного средства на законные доходы показания свидетеля М., который в ходе судебного разбирательства подтвердил, что оплатил в кассу автосалона денежную сумму в размере <данные изъяты> руб. (в письменном объяснении <данные изъяты> руб.) в качестве подарка племяннице на день рождения. Договор дарения был совершен в устной форме путем передачи денежных средств.

Действительно, пункт 1 статьи 574 ГК РФ предусматривает, что дарение, сопровождаемое передачей одаряемому, может быть совершено устно, однако, суд считает, что применительно к обязанности муниципального служащего представлять сведения о доходах и расходах как в отношении себя, так и в отношении своих близких родственников, К., действуя добросовестно, и предусмотрительно, должна была озаботиться тем, чтобы ее доход в виде крупной денежной суммы, полученной в дар, был документально подтвержден. То есть имел признаки законности.

Письменное объяснение М., представленное в рамках осуществления контроля за соответствием расходов К. её доходам, а также свидетельские показания, данные М. в ходе судебного разбирательства, надлежащими доказательствами законности дохода не являются.

Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ гласит, что невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 3 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, является правонарушением.

Ответственность за совершение коррупционных правонарушений, должна быть неотвратимой. Это один из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации.

Если правонарушение выразилось в не представлении сведений о расходах по сделке по приобретению имущества, если общая сумма такой сделки превышает общий доход данного лица за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершена эта сделка, то за его совершение может наступить дисциплинарная ответственность в виде увольнения с государственной или муниципальной службы (ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ).

В случае если правонарушение выразилось в не представлении доказательств приобретения имущества на законные доходы в связи с осуществлением контроля за расходами муниципального служащего, то за его совершение может наступить ответственность в виде обращения имущества в доход Российской Федерации (ч. 1 ст. 9, ч. 3, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ).

Отсутствие соответствующих доказательств переводит соответствующие доходы в разряд незаконных, а имущество, приобретенное на них, подлежит обращению в доход государства.

Поскольку К. при рассмотрении гражданского дела не представлено доказательств, подтверждающих приобретение транспортного средства на законные доходы, иск прокурора Приморского края подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Приморского края в интересах Российской Федерации к К. об обращении имущества в доход Российской Федерации удовлетворить.

Обратить в доход Российской Федерации автомашину <данные изъяты>, <дата> года выпуска, двигатель <номер> кузов <номер>, государственный регистрационный знак <номер>, принадлежащую К. на основании договора купли-продажи транспортного средства № <номер> от <дата>.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

    Судья                            Юлбарисова С.А.

Принятое решение обжалуется. Дело 2-230/2015 (2-3564/2014;) ~ М-3697/2014

Похожие новости

В Приморском крае суд обратил в доход государства автомобиль муниципальной служащей, которая не смогла подтвердить его приобретение на законные доходы, сообщает пресс-служба краевой прокуратуры: 2 комментария

  1. Ликвидатор

    Продолжаются изъятия.

    В Башкирии суд обратил в доход государства стоимость дорогого автомобиля мужа сотрудницы районной администрации, которая не смогла подтвердить его покупку за счет собственных доходов семьи, сообщает пресс-служба республиканской прокуратуры.

    Прокуратура республики обратилась в суд с заявлением о взыскании с главного специалиста администрации Стерлитамакского района стоимости автомобиля, купленного ее супругом. Согласно заявлению, в ходе проверки соблюдения антикоррупционного законодательства было установлено, что муж служащей муниципалитета приобрел грузовик Daewoo Novus за 2,8 млн руб.

    При этом, согласно информации органов налоговой инспекции, стоимость этой покупки превышала суммарный доход семьи за последние три года. Чиновница не смогла представить источники получения средств, за счет которых была совершена сделка. При этом вскоре после начала проверки дорогостоящий автомобиль был продан супругами.

    Суд постановил удовлетворить исковые требования, обратив в доход государства стоимость грузовика.

  2. Lotsman

    В Ульяновской области суд обратил в доход государства две подмосковные квартиры за 20 млн руб., купленные женой чиновника мэрии, который не доказал заключение этих сделок за счет задекларированных доходов, сообщает пресс-служба прокуратуры региона.

    В ходе проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, проведенной прокуратурой региона, выяснилось, что в конце 2014 года супруга одного из руководителей органа местного самоуправления Ульяновска купила в Подмосковье две двухкомнатные квартиры. Общая стоимость приобретенной недвижимости превысила 20 млн руб.

    При этом цена любой из этих квартир, как отмечается в сообщении, значительно превысила общий доход семьи муниципального служащего за последние три года. Однако обосновать источники получения средств на совершение указанных сделок он не сумел.

    По итогам проверки прокурор области направил в суд исковое заявление об обращении этих квартир чиновника в доход государства. Засвияжский районный суд Ульяновска удовлетворил заявление в полном объеме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *