Вопрос: Имеет ли право индивидуальный предприниматель заключить договор электроснабжения напрямую с сетевой организацией, если оборудование, через которое он будет подключаться принадлежит другим хозяйствующим субъектам?
Ответ: Да имеет. Вам необходимо направить заявку в сетевую организацию и заключить соответствующий договор. При наличии проволочек, Вы можете обратиться в ФАС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2012 г. по делу N А40-134222/11-153-1243
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.
рассмотрев 11 декабря 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Открытого акционерного общества «Московская объединенная электросетевая компания»
на решение от 11 мая 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кастальской М.Н.
на постановление от 10 августа 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поташовой Ж.В., Мухиным С.М., Поповым В.И.
по делу N А40-134222/11-153-1243
по заявлению Открытого акционерного общества «Московская объединенная электросетевая компания» (ОГРН 1057746555811)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Москве (ОГРН 1037706061150)
о признании недействительным решения
третье лицо индивидуальный предприниматель Гринберг Александр Русланович (ОГРНИП 308774634400387)
установил:
Открытое акционерное общество «Московская объединенная электросетевая компания» (далее — ОАО «МОЭСК») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве (далее — Московское УФАС России) от 24 августа 2011 года по делу N 07-01/10-40/11 о нарушении антимонопольного законодательства.
В качестве третьего лица по делу привлечен индивидуальный предприниматель Гринберг А.Р.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 мая 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2012 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ОАО «МОЭСК» просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители ОАО «МОЭСК», Московского УФАС России, индивидуального предпринимателя Гринберг А.Р., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что в Московское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Гринберга А.Р. на действия ОАО «МОЭСК», выразившихся в нарушении порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств индивидуального предпринимателя Гринберга А.Р. при рассмотрении заявки на технологическое присоединение от 18 августа 2010 года.
Индивидуальный предприниматель Гринберг А.Р. в соответствии с договором заключенным с ООО «Ликурстрой» арендует помещение по адресу: г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 44, ком. N 4.
Заявка от 18 августа 2010 года N И-10-00-920808/102 на технологическое присоединение в отношении объекта заявителя была получена ОАО «МОЭСК» со всеми необходимыми документами 18 августа 2010 года, что подтверждается отметками в уведомлении о регистрации заявки N И-10-00-920808/102.
Срок для направления заполненного и подписанного проекта договора в 2-х экземплярах и технологические условия как неотъемлемое приложение к договору истек 17 сентября 2010 года.
ОАО «МОЭСК» 26 октября 2010 года с сопроводительным письмом N МКС/01/22886 направило в адрес индивидуального предпринимателя Гринберга А.Р. проект договора N ИА-10-302-6845 (920808).
Решением Московского УФАС России от 24 августа 2011 года по делу N 07-01/10-40/11 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «МОЭСК» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по технологическому присоединению потребителя к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МОЭСК», выразившегося в ущемлении интересов индивидуального предпринимателя Гринберга А.Р., путем уклонения от заключения договора на осуществление технологического присоединения объекта недвижимости индивидуального предпринимателя Гринберга А.Р., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 44, ком. N 4 к электрическим сетям, а также нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по технологическому присоединению к электрической сети ОАО «МОЭСК».
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, при этом доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» к естественно-монопольным видам деятельности отнесены услуги по передаче электрической энергии.
При этом услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют самостоятельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляют самостоятельного товарного рынка. Услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
Услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Таким образом, как правильно указали суды ОАО «МОЭСК» является электросетевой организацией, занимающей доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а также по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «МОЭСК».
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, запрещается препятствование доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о конкуренции, и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее — Правила), сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту — со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
При отсутствии сведений и документов, предусмотренных Правилами, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Как следует из материалов дела, исследованных судами, ОАО «МОЭСК» 03 декабря 2010 года в нарушение срока установленного Правилами направило в адрес индивидуального предпринимателя Гринберга А.Р. проект договора на осуществление технологического присоединение (в соответствии с письмами ОАО «МОЭСК» от 25 апреля 2011 года и от 19 июля 2011 года).
При этом доказательств в обоснование наличия объективных причин, уклонения от своевременного направления в адрес индивидуального предпринимателя Гринберга А.Р. проекта договора, соответствующего требованиям действующего законодательства, а также рассмотрения заявки от 18 августа 2010 года N И-10-00-920808/102 в установленные сроки, не представлено.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что ОАО «МОЭСК» нарушило 30-дневный срок направления заявителю проекта договора, установленный пунктом 15 Правил, чем ущемило интересы индивидуального предпринимателя Гринберга А.Р. в части осуществления своевременного технологического присоединения, что может создать препятствие надлежащему обеспечению энергоснабжения объекта.
Кроме того, в соответствии с договором на осуществление технологического присоединения, полученного индивидуальным предпринимателем Гринбергом А.Р., плата за технологическое присоединение рассчитана в соответствии со ставкой, установленной Постановлением РЭК г. Москвы от 26 февраля 2010 года N 9, и составила 87367 рублей за 1 кВА.
Между тем, согласно статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом в установленных законом случаях применяются цены, установленные уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской.) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Пунктом 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг установлено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций, такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой присоединения по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
Как правильно установили суды, энергопринимающие устройства объекта индивидуального предпринимателя Гринберга А.П. расположены в границах объекта принадлежащего индивидуальному предпринимателю Гринбергу А.П. на праве аренды, что подтверждается договором аренды от 01 июля 2010 года N 17/АР-10. Указанные энергопринимающие устройства технологически присоединены к сетям ОАО «МОЭСК» через сети здания находящегося по адресу: Москва, ул. Б. Тульская, д. 44.
В соответствии с пунктом 16.1 Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства.
Из правоустанавливающих документов индивидуального предпринимателя Гринберга А.П. (договора аренды) следует, что помещение, в отношение которого подана заявка на технологическое присоединение, является нежилым помещением. Заявка подана на осуществление технологического присоединения максимальной единовременной мощности равной 15 кВт, по III категории надежности.
Таким образом, в соответствии с пунктом 17 Правил плата за технологическое присоединение не может превышать 550 рублей.
Поэтому утверждения ОАО «МОЭСК» о том, что в соответствии с пунктом 17 Правил размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров, а соответственно плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей может быть установлена только в том случае, если мощность в точке присоединения не превысит 15 кВт, при этом мощность выделенная на объект индивидуального предпринимателя Гримберга А.П. является дополнительной мощностью выделенной к мощности жилого дома расположенного по адресу: Москва, ул. Б. Тульская, д. 44, ком. N 4, связи с чем запрашиваемая мощность превысит величину мощности в точки присоединения, установленную в пункте 17 Правил, что не позволяет установить плату за технологическое присоединение в размере 550 рублей, несостоятельны и правомерно отклонены судами на основании вышеизложенных обстоятельств.
В связи с изложенным, суды обоснованно пришли к выводу о законности оспариваемого решения о признании заявителя нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 мая 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2012 года по делу N А40-134222/11-153-1243 оставить без изменения, а кассационную жалобу Открытого акционерного общества «Московская объединенная электросетевая компания» без удовлетворения.
Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ
Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
Е.Ю.ВОРОНИНА