Минтрансом России разработан проект Правил проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев. Сегодня этот документ размещен на федеральном портале проектов правовых актов

Правила, подготовленные в целях реализации статьи 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», регламентируют процедуру, последовательность, методики и технологии проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (ТС).
Основной задачей Правил определено обеспечение полноты, точности, доказательности, воспроизводимости и сходимости результатов экспертизы за счет применения единой методической основы.
Целями экспертизы являются исследование обстоятельств наступления страхового случая; установление наличия и характера технических повреждений ТС; установление причин возникновения технических повреждений ТС; определение технологии, объема и стоимости ремонта ТС, а также определение размера восстановительных расходов.

Об утверждении Правил проведения независимой технической экспертизы транспортного средства

 

 

В соответствии с пунктом 5.2.53.15 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 24, ст. 2601; № 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740; № 11 (1 ч.), ст. 1029; № 17, ст. 1883; № 22, ст. 2576; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 4, ст. 506; № 6, ст. 738; № 13, ст. 1558; № 18 (2 ч.), ст. 2249; № 32, ст.4046; № 33, ст. 4088; № 36, ст. 4361; № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650; № 6, ст. 652; № 11, ст. 1222; № 12 ст. 1348; № 13 ст. 1502; № 15, ст. 1805; № 25, ст. 3172; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935; № 26, ст. 3801; № 26, ст. 3804; № 32, ст. 4832; № 38, ст. 5389; № 46, ст. 6526, № 47, ст. 6660, № 48, ст. 6922; 2012, №6, ст. 686; № 14, ст. 1630; № 19, ст. 2439; № 44, ст. 6029; № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388; № 12, ст. 1322, № 26, ст. 3343), приказываю:

 

 

Утвердить прилагаемые Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.

 

 

Министр                                                                                                 М.Ю. Соколов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Розин Павел Александрович

(499) 262-45-20


УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Минтранса России

от __ _______ 2013 г. № ____

 

 

ПРАВИЛА

проведения независимой технической экспертизы транспортного средства

 

I. Общие положения

 

  1. Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 5.2.53.15 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395[1],
    в целях реализации статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[2] и регламентируют процедуру, последовательность, методики и технологии проведения независимой технической экспертизы (далее – экспертиза) транспортного средства (далее – ТС) при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС.
  2. Основной задачей Правил является обеспечение полноты, точности, доказательности, воспроизводимости и сходимости результатов экспертизы за счет применения единой методической основы.
  3.  Целями экспертизы являются:

исследование обстоятельств наступления страхового случая;

установление наличия и характера технических повреждений ТС;

установление причин возникновения технических повреждений ТС;

определение технологии, объема и стоимости ремонта ТС;

определение размера восстановительных расходов.

  1. Субъектами экспертизы являются: страховщик и потерпевший (получивший направление на экспертизу у страховщика или заказывающий проведение экспертизы самостоятельно в случае, когда страховщик не организовал экспертизу в установленный срок) (далее – заказчики), участники дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) и другие заинтересованные лица, привлекаемые к экспертизе, в том числе ее отдельным этапам, эксперты-техники и экспертные организации.
  2. Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям[3] и внесенное в государственный реестр экспертов-техников[4]. Эксперт-техник вправе заниматься экспертизой как предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, так и по трудовому договору с юридическим лицом (экспертной организацией). Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации.
  3. Объектами экспертизы являются:

ТС потерпевшего;

ТС страхователя и иные ТС, представленные для осмотра и исследования,  и объекты, причастные к ДТП, в котором потерпевшему был причинен вред;

регистрационные и иные документы, необходимые для идентификации ТС, как объекта экспертизы, исследования обстоятельств наступления события, имеющего признаки страхового, и установления причин повреждений ТС.

  1. Основанием для проведения экспертизы является договор. Страховщик вправе заключить с экспертом-техником (экспертной организацией) договор на экспертное обслуживание. Договором, помимо прочих условий, устанавливается предельный срок проведения экспертизы и ответственность эксперта (экспертной организации) за несоблюдение указанного срока.
  2. Для проведения экспертизы заказчик обращается к любому эксперту-технику (экспертной организации). При наличии договора на экспертное обслуживание основанием для проведения экспертизы служит направление на экспертизу.
  3. В ходе экспертизы осуществляются следующие операции:

осмотр поврежденного ТС, включающий установление ТС, как объекта экспертизы, и проверку соответствия идентификационных параметров и характеристик ТС данным, содержащимся в регистрационных или, при их отсутствии, иных представленных документах (договоры купли-продажи, товарно-транспортные накладные, таможенные документы);

исследование обстоятельств наступления события, имеющего признаки страхового, установление наличия и характера повреждений ТС, установление причин возникновения повреждений ТС для определения перечня повреждений, обусловленных одним событием, имеющим признаки страхового;

установление методов и технологии ремонта повреждений ТС;

установление объема (трудоемкости) ремонта ТС;

расчет стоимости восстановительного ремонта ТС, расчёт восстановительных расходов, необходимых для приведения ТС в состояние, в котором оно находилось до наступления события, имеющего признаки страхового, или,  в случае полной гибели ТС, определение доаварийной стоимости ТС.

  1. Компетенция эксперта-техника определяется кругом вопросов, которые он уполномочен разрешать в соответствии с настоящими Правилами на основе специальных знаний в соответствии с квалификационными требованиями и образовательными программами профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников[5].
  2. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменной форме. Рекомендуемая структура экспертного заключения приведена в приложении № 1 к настоящим Правилам. Выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы, в той последовательности, в которой они были поставлены во вводной части. На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, понятных не специалисту, либо указаны причины невозможности дать ответ. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику не были поставлены вопросы, но которые им были установлены в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

 

II. Осмотр поврежденного ТС

 

  1. После заключения договора на проведение экспертизы или выдачи страховщиком направления потерпевшему при наличии договора на экспертное обслуживание эксперт-техник проводит осмотр, дата, время и место которого согласовывается с учетом графика работы страховщика и эксперта-техника (экспертной организации), в том числе с условием осмотра на месте нахождения ТС, если его техническое состояние исключает участие в дорожном движении.

Участники ДТП, другие заинтересованные лица уведомляются о времени и месте осмотра не менее чем за три рабочих дня, не считая дня направления уведомления, дня проведения осмотра и времени на дорогу, если они находятся в другом населенном пункте. Уведомление производится любым способом, который обеспечивает фиксацию факта получения такого уведомления.

  1. В ходе осмотра осуществляются следующие действия:

фиксация идентификационных параметров и обозначений объекта экспертизы, в том числе его комплектации;

сверка записей в регистрационных документах ТС с данными ТС;

фиксация пробега ТС или запись о невозможности фиксации с указанием причин этого;

установление повреждений ТС, которые принадлежат к событию, имеющему признаки страхового;

определение и фиксация дефектов эксплуатации, повреждений доаварийного характера, следов ранее проведенного ремонта, а также других факторов, влияющих на результаты экспертизы и величину восстановительных расходов;

фиксация повреждений, полученных в ходе рассматриваемого ДТП;

предварительное определение и фиксация способа устранения повреждений и трудозатрат на выполнение не нормированных изготовителем ТС ремонтных воздействий;

определение технического состояния ТС либо его годных остатков;

фотосъемка и (или) видеозапись.

  1. Осмотры подразделяются на первичные и дополнительные, проведенные в стационарных условиях и выездные.
  2. Перед осмотром эксперт-техник информирует участников об их правах и обязанностях, порядке действий, нормативно-правовых актах, регламентирующих проведение экспертизы, применяемых методиках, технических регламентов. В случае обращения участников осмотра эксперт-техник информирует их о классификации повреждений и предполагаемых ремонтных воздействиях. Доведение до участников осмотра расчетных формул, коэффициентов и нормативных показателей, относящихся к профессиональным познаниям, в обязанности эксперта-техника не входит.
  3. При первичном осмотре повреждения ТС фиксируются по результатам внешнего осмотра. В случае, если условия осмотра не позволяют провести демонтажные работы с целью установления возможно полного перечня повреждений, полученных в результате ДТП, повреждения фиксируются только  по результатам внешнего осмотра. При необходимости и по возможности применяются инструментальные методы с использованием средств технического диагностирования.
  4. По результатам первичного осмотра составляется акт, в котором фиксируются все исходные данные или указаны однозначные ссылки на документы, достаточные для проведения исследования и оформления экспертного заключения. Рекомендуемая структура акта осмотра ТС приведена в приложении № 2 к настоящим Правилам.
  5. Дополнительный осмотр ТС проводится в том случае, если в процессе ремонта (проверки, дефектовки) ТС обнаружены скрытые повреждения. По результатам такого осмотра составляется акт дополнительного осмотра ТС, рекомендуемая структура которого приведена в приложении № 2 к настоящим Правилам, с обязательной ссылкой на акт первичного осмотра.
  6. Рекомендации по проведению фотографирования поврежденного ТС приведены в приложении № 3 к настоящим Правилам.
  7. В случаях, когда осмотр ТС невозможен (ТС находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизировано или реализовано) экспертиза может быть проведена без осмотра ТС, если это предусмотрено договором, на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото-, видеоматериалов). В этом случае эксперт-техник делает в экспертном заключении запись о том, что ТС не осматривалось (с указанием причин), а экспертиза проводилась по представленным материалам (документам), и указывает перечень представленных ему для проведения экспертизы материалов (документов), с приложением их копий к экспертному заключению.
  8. Установление ТС, как объекта экспертизы, осуществляемое во время осмотра, проводится с целью определения соответствия идентификационных характеристик и параметров ТС данным, содержащимся в регистрационных и иных представленных документах, и включает следующие действия:

установление по внешнему виду, фактическим конструктивным, функциональным и эксплуатационным характеристикам ТС его марки, модели, модификации, цвета и типа окраски, комплектности, наличия внесенных изменений в конструкцию ТС;

проверка соответствия установленных идентификационных характеристик и параметров ТС данным, содержащимся в регистрационных и\или иных документах (инструкции по эксплуатации, сервисные книжки или иные аналогичные документы изготовителя ТС, извещение о ДТП, справка о ДТП, протокол и постановление об административном правонарушении, одобрение типа ТС, свидетельство о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности);

установление наличия регистрационных знаков и проверка их соответствия данным, содержащимся в регистрационных документах;

установление маркировки ТС и его элементов, проверка ее соответствия конструктивным и функциональным характеристикам объекта экспертизы, данным, содержащимся в регистрационных документах и документации изготовителя ТС (инструкции по эксплуатации, сервисные книжки или иные аналогичные документы изготовителя ТС);

установление принадлежности отдельных элементов ТС объекту экспертизы;

формулирование выводов экспертизы по результатам выполненных действий.

  1. Эксперт-техник исследует имеющиеся на ТС повреждения на предмет их отнесения к одному ДТП – событию, имеющему признаки страхового, и определяет границы зоны аварийных повреждений, если для этого не требуется производства автотехнической или транспортно-трасологической экспертизы.

Эксперт-техник устанавливает, подвергалось ли ТС восстановительному ремонту ранее, каков его объем, характер и качество, производилась ли замена комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).

Повреждения, не имеющие причинно-следственной связи с рассматриваемым ДТП, следы восстановительного ремонта и эксплуатационные дефекты, наличие которых может повлиять на размер затрат по устранению последствий ДТП, фиксируются в соответствующем разделе акта осмотра с подробным описанием и указанием их основных характеристик (месторасположение, объем (размер), классификация, направление).

  1. В ходе осмотра эксперт-техник производит описание повреждений, и проводит предварительное определение способа устранения повреждений, руководствуясь следующими положениями:

при наименовании частей, узлов, агрегатов и деталей вначале указываются их вид, затем подвид и расположение относительно переда/зада, левой/правой стороны ТС. При наличии возможности нумерации (кодирования) комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) такая нумерация (кодирование) производится с указанием источника информации (печатного издания или баз данных для электронных вычислительных машин на магнитных, оптических и иных носителях). Для правильного наименования комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) используются каталоги запасных частей их изготовителей и/или изготовителя ТС;

по каждому повреждению фиксируются следующие данные: место расположения, вид, характер и объем (степень, размер). Установление вида повреждений рекомендуется проводить в соответствии с определениями и характеристиками основных видов повреждений ТС, приведенными в приложении № 4 к настоящим Правилам. Объем (степень) повреждения определяется линейными размерами (глубиной, шириной, длиной) либо отношением площади поврежденной части к общей площади детали (в %);

для каждого поврежденного комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) определяется вид, а при необходимости, объем предполагаемого ремонтного воздействия.

  1. Необходимый и достаточный комплекс работ по ремонту ТС устанавливается с учетом:

характера и степени повреждения отдельных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов);

норм, правил и процедур технического обслуживания и ремонта ТС, установленных изготовителями ТС;

особенностей конструкции комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), по которым назначаются ремонтные воздействия;

выполнения в необходимом объеме вспомогательных и сопутствующих работ по разборке, регулировке, подгонке, окраске, антикоррозийной обработке для обеспечения доступа к заменяемым и ремонтируемым комплектующим изделиям (деталям, узлам и агрегатам);

обеспечения сохранности сопряженных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов);

требований безопасности работ.

  1. Решение о замене узлов и агрегатов ТС (двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, коробки отбора мощности, ведущих мостов, межосевых дифференциалов, колесных редукторов, рулевого механизма, гидроусилителя руля, топливного насоса высокого давления, а для специализированного транспорта – агрегатов и механизмов, размещенных на шасси базового ТС) принимается на основе результатов внешнего осмотра, а при невозможности принятия решения после их разборки и дефектовки.

Замена кузова легкового автомобиля, автобуса, кабины грузового автомобиля назначается в том случае, если они не соответствуют требованиям на приемку в ремонт и поставляются в розничную сеть.

  1. При необходимости замены комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), имеющих иные нормативы износа, чем ТС (аккумуляторные батареи, шины), или наличии повреждений и дефектов, не характерных для ТС с аналогичными параметрами, следует отдельно зафиксировать их состояние, год выпуска или, если это невозможно, указать техническое состояние.
  2. Эксперт-техник по результатам осмотра делает заключение о возможностях снижения величины восстановительных расходов ТС вследствие выявленных:

несоответствиях характера, объема причинно-следственных связей повреждений (части повреждений) обстоятельствам ДТП, отраженным в справках Госавтоинспекции и/или иных документах, в которых зафиксированы последствия ДТП, расхождениях в сроках или иных зафиксированных в разных документах фактах, позволяющих поставить вопрос о проведении дополнительной проверки, расследования или экспертизы;

не характерных дефектах эксплуатации или следов ранее произведенного ремонта поврежденных в ДТП комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) ухудшающих их эксплуатационные характеристики или качество и не учитываемых при расчете износа.

  1. Акт осмотра подписывается экспертом-техником, производившим осмотр, а также участниками осмотра. Замечания участника осмотра и/или его особое мнение по его требованию фиксируются в акте осмотра (или на отдельном листе и приобщаются к акту осмотра с обязательной пометкой в нем). На указанные замечания или особое мнение эксперт-техник в экспертном заключении дает аргументированные пояснения.

 

III. Исследование обстоятельств наступления страхового случая
и установление причин возникновения повреждений ТС

 

  1. Целью данной операции является определение соответствия причин повреждений, выявленных при осмотре ТС, заявленным обстоятельствам и установление перечня повреждений ТС, обусловленных одним событием, имеющим признаки страхового.
  2. При выполнении данной операции задача заключается в определении возможности или невозможности получения повреждений ТС потерпевшего при указанных в заявлении о страховом случае обстоятельствах с учетом фактических данных, зафиксированных на месте ДТП и при осмотре ТС.
  3. Установление обстоятельств наступления события, имеющего признаки страхового, и причинно-следственных связей образования повреждений основывается на:

сопоставлении повреждений ТС потерпевшего с повреждениями ТС страхователя;

сопоставлении повреждений ТС потерпевшего с иными объектами, с которыми он контактировал после взаимодействия с ТС страхователя в рамках одного события, имеющего признаки страхового (при их наличии);

исследовании траекторий движения ТС участников ДТП, следов на проезжей части, зафиксированных на схеме ДТП, и других значимых обстоятельств и сведений.

  1. Проверка соответствия друг другу повреждений на ТС потерпевшего и на ТС страхователя проводится с использованием методов транспортной трассологии, основывающейся на анализе характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) ТС, а также следов, имеющихся на ТС, проезжей части и объектах (предметах), с которыми ТС взаимодействовало при ДТП.

Если натурное сопоставление невозможно, то проверка соответствия друг другу повреждений на ТС потерпевшего и на ТС страхователя проводится на основе графической модели столкновения ТС, построенной с использованием чертежей или фотографий ТС, полученных, в том числе, с применением компьютерных графических программ, на основе размерных характеристик аналогов ТС и других обстоятельств ДТП, зафиксированных документально.

  1. Если для установления причин образования повреждений ТС или причинно-следственных связей повреждений с действиями участников, траекториями движения ТС, местами расположения объектов дорожного обустройства обстоятельств ДТП требуются специальные экспертизы, о необходимости их проведения эксперт-техник (экспертная организация) уведомляет заказчика в письменном виде.

 

IV. Установление методов и технологии ремонта ТС

 

  1. Установление методов и технологии ремонта ТС проводится в отношении повреждений, обусловленных рассматриваемым событием, имеющим признаки страхового.
  2. Ремонт ТС осуществляется в соответствии с технологическими нормами, правилами и процедурами, установленными предприятиями-изготовителями ТС.
  3. Установление методов и технологии ремонта поврежденного ТС осуществляется с учетом требований технологической документации предприятия-изготовителя ТС по ремонту ТС данной модели (марки, модификации).

Номенклатура работ по восстановлению ТС определяется для условий производств по ремонту ТС, оснащение которых технологическим оборудованием соответствует требованиям, предъявляемым к организациям независимо от их организационно-правовой формы, а также к индивидуальным предпринимателям, оказывающим потребителям услуги (выполняющим работы) по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств по возмездному договору в установленном порядке[6].

Номенклатура работ и номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих ремонту или замене, устанавливается с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей ТС, материалов для ремонта, а также рынков услуг по ремонту ТС на дату ДТП – рассматриваемого события, имеющего признаки страхового, в месте ДТП.

При определении метода и вида работ по восстановлению поврежденного ТС при возможных нескольких технологических и организационных вариантах их выполнения (устранение повреждения комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) с заменой или без замены) выбирается вариант, при котором наиболее полно будут восстановлены доаварийные свойства и внешний вид ТС.

  1. При установлении методов и технологии ремонта ТС учитываются требования Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте[7].
  2. Устранение повреждений ТС путем замены поврежденных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) устанавливается при выполнении следующих условий:

базовая и основные составные части комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) требуют ремонта с его полной разборкой;

неисправность комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) не может быть устранена по техническим причинам;

поврежденные кузов или рама легкового автомобиля (микроавтобуса), кабина или рама грузового автомобиля не соответствуют установленным требованиям на приемку их в ремонт либо имеют повреждения, устранение которых нецелесообразно по технологическим или экономическим причинам;

сложно деформированы конструктивные изгибы, ребра жесткости (с образованием изломов, разрывов материала, складок) комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов);

ремонт комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) технически невозможен или экономически нецелесообразен;

проведение ремонта комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) не регламентируется технологией завода-изготовителя.

  1. Возможность, технология и метод ремонта пластиковых комплектующих изделий (деталей и других конструктивных элементов) определяются рекомендациями предприятий-изготовителей ТС, в соответствии с которыми ремонт пластиковых комплектующих изделий (деталей и других конструктивных элементов) осуществляется методами склейки, правки, шпатлевания и тепловой воздушной сварки (в том числе с изготовлением ремонтной вставки) с учетом вида пластика.

Восстановительный ремонт пластиковых комплектующих не должен ухудшать доаварийные, конструктивно заложенные заводом-изготовителем ТС, свойства по безопасности.

  1. Окрасочные работы назначаются в следующих случаях:

окраска нового комплектующего изделия (детали, узла и агрегата), устанавливаемого при замене поврежденного;

восстановление лакокрасочного покрытия на комплектующем изделии (детали, узле и агрегате) после ремонта;

восстановление лакокрасочного покрытия на части ремонтируемого комплектующего изделия (детали, узла и агрегата), если частичная окраска регламентируется технологией завода-изготовителя, а полная окраска нецелесообразна, и/или при наличии молдингов, ребер жесткости и иных конструкционных элементов, визуально и технологически разделяющих поверхность.

  1. В зависимости от вида повреждения назначается частичная, наружная (наружная с торцами) или полная окраска комплектующего изделия (детали, узла и агрегата), наружная или полная окраска ТС. При незначительных повреждениях лакокрасочного покрытия торцов допускается окраска только торцов, если такая окраска предусмотрена (разрешена) в технической документации завода-изготовителя ТС. Если окраске подлежит более 50% наружной окрашиваемой поверхности ТС, назначается наружная окраска ТС в целом.
  2. Для устранения незначительных повреждений лакокрасочного покрытия (неглубокие царапины без повреждения базового слоя, потертости, несмываемые пятна) назначаются полировочные работы, если они не ухудшают защитных свойств покрытия и его внешнего вида.
  3. Работы по окраске кузова ТС не назначаются, если в результате осмотра ТС установлено, что непосредственно перед рассматриваемым событием уже требовалась окраска кузова ТС. Работы по окраске отдельных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) не назначаются, если в результате осмотра ТС установлены следующие факты:

в зоне повреждения комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) или на всей их поверхности до повреждения отсутствовала окраска;

окраска комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) до повреждения не соответствовала базовой окраске ТС (кроме случаев специального графического оформления ТС, регламентированных в установленном порядке, автомобильной аэрографии или разнотона после ремонтной окраски);

на поврежденном комплектующем изделии (детали, узле и агрегате) в зоне повреждения имеются сквозная коррозия, дефекты доаварийного характера, требующие ремонта (замены) с последующей окраской, или следы ремонта, проведенного с нарушением технологии, при котором проводилась окраска всей его наружной поверхности.

  1. В результате данной операции для каждого повреждения ТС, обусловленного рассматриваемым событием, имеющего признаки страхового, с учетом выбранного метода ремонта устанавливаются виды и перечень работ по устранению повреждения. В случае достоверно подтвержденной информации об отсутствии на товарном рынке новых запасных частей или их поставки в разумные сроки из другого товарного рынка и наличии развитого рынка бывших в употреблении комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) допускается проведение расчета с использованием исправных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), бывших в употреблении, при этом эксперт-техник обязан обосновывать целесообразность и возможность применения таких комплектующих изделий, и привести вариант расчета с применением новых запасных частей и учетом износа заменяемых комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).

 

V. Установление объема (трудоемкости) ремонта ТС

 

  1. Установление объема (трудоемкости) ремонта ТС проводится в соответствии:

с установленными технологической документацией методами и технологиями ремонта для каждого повреждения;

с нормативно-технической, методической и справочной документацией предприятия-изготовителя ТС, а в случае ее отсутствия – документацией других организаций, содержащей информацию по методам и нормативам трудоемкости ремонта ТС;

с предварительно определенными и зафиксированными при осмотре ТС способами устранения повреждений и трудозатратами на выполнение не нормированных производителем ТС ремонтных воздействий.

  1. При определении трудоемкости работ по ремонту повреждений кузова и оперения используются нормативы, установленные предприятием-изготовителем ТС, а в случае их отсутствия – организациями, занимающимися нормированием технологии ремонта ТС. При отсутствии такой документации в отношении ТС иностранных производителей рекомендуется использовать укрупненные показатели трудозатрат на выполнение работ по кузовному ремонту, приведенные в приложении № 5 «Укрупненные показатели трудозатрат (время мастера) на выполнение работ по ремонту изготовленных из стального листового проката конструктивных элементов кузовов и оперения легковых автомобилей иностранных производителей» к настоящим Правилам.

Применение нормативов классифицированных категорий (видов) ремонта, установленных для ТС отечественных производителей (ремонт № 1, 2, 3, 4), к ТС иностранных производителей не допускается.

  1. Трудоемкость работ по окраске определяется нормативно-технической документацией предприятия-изготовителя ТС, а в случае ее отсутствия – документацией предприятия-изготовителя лакокрасочных материалов.
  2. Для каждого из повреждений ТС, обусловленных одним событием, имеющего признаки страхового, по каждому виду работ, выполнение которых необходимо при устранении данного повреждения, устанавливается трудоемкость устранения повреждения. На основе полученных данных рассчитывается общая трудоемкость ремонта ТС.

 

VI. Расчет стоимости восстановительного ремонта ТС, восстановительных расходов и\или определение доаварийной стоимости ТС

 

  1. Целью данной операции является расчет стоимости восстановительного ремонта и восстановительных расходов, включающий установление величины затрат, необходимых для приведения ТС на основе проведения восстановительного ремонта в состояние, в котором оно находилось до наступления события, имеющего признаки страхового. К восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией ТС, и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом. В соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств[8] в расходы по восстановлению поврежденного ТС включаются расходы на материалы и запасные части, необходимые для ремонта (восстановления) и расходы на оплату работ по ремонту. В соответствии с Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств[9] размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте ТС. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 80 процентов их стоимости.
  2. При проведении расчетов стоимости восстановительного ремонта и восстановительных расходов с учетом технологических и конструктивных особенностей ТС, комплектности и вариантов исполнения и поставки комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) могут уточнятся и изменятся зафиксированные в акте осмотра предполагаемые способы и виды ремонтных воздействий.
  3. Стоимость восстановительного ремонта и восстановительные расходы рассчитывается:

на дату ДТП — рассматриваемого события, имеющего признаки страхового;

для условий и географических границ товарных рынков работ, материалов и запасных частей, соответствующих месту ДТП.

  1. Расчет восстановительных расходов проводится по формуле:

где:

Свр — восстановительные расходы (рублей);

Рр — расходы на проведение работ по ремонту ТС (рублей);

Рм — расходы на материалы (рублей);

Рзч — расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), (рублей);

Ики — износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте ТС (процентов).

  1. Расходы на проведение работ по ремонту ТС рассчитываются как произведение трудоемкости работ (соответствующего вида работ) на среднерыночную стоимость одного нормо-часа работ по ремонту ТС. Среднерыночная стоимость одного нормо-часа должна быть определена с учетом условий и географических границ товарных рынков материалов и запасных частей, соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия на дату ДТП, на основании данных федеральной или региональной статистической отчетности, государственных и негосударственных информационных ресурсов (печатных ценовых справочников, баз данных с ценовой информацией для электронных вычислительных машин на магнитных, оптических и иных носителях) или определена методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (авторемонтных организаций).
  2. Стоимость запасных частей и материалов принимается исходя из среднерыночной по данным государственных и негосударственных информационных ресурсов (печатных ценовых справочников, баз данных с ценовой информацией для электронных вычислительных машин на магнитных, оптических и иных носителях), сформированных в соответствии с Порядком формирования и распространения информационного обеспечения расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте ТС[10] и распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации[11] или рассчитывается в соответствии с Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств9.
  3. Расчет износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте ТС, производится в соответствии с Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств 9.

Перечень частей, узлов, агрегатов и деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, определен Номенклатурой комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств[12].

В случаях нарушения заводских пломб, замены приборов спидометрового оборудования, явного несоответствия показаний одометра состоянию ТС для определения величины износа в расчет принимается среднегодовой пробег идентичного ТС, определяемый с использованием справочных данных о среднегодовых пробегах ТС, рассчитанных в соответствии с Порядком формирования и распространения информационного обеспечения расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте ТС 10.

  1. В том случае, если предполагается, что поврежденные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) будут заменяться соответственно на комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты), бывшие в употреблении и имеющие аналогичный износ, при расчете восстановительных расходов износ по таким комплектующим изделиям не учитывается.
  2. Эксперт-техник обязан использовать актуальные на дату рассматриваемого события, имеющего признаки страхового, нормативы трудоемкости и информационные ресурсы (печатные ценовые справочники, базы данных с ценовой информацией для электронных вычислительных машин на магнитных, оптических и иных носителях).
  3. Стоимость работ, запасных частей, материалов и итоговая величина восстановительных расходов приводятся в рублях.
  4. В соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»2 случай, когда ремонт поврежденного ТС невозможен либо стоимость ремонта поврежденного ТС равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая, считается полной гибелью ТС.
  5. Восстановление ТС считается невозможным вследствие наступления предельного технического состояния, при котором ТС выводится из эксплуатации или списывается. Критериями наступления предельного технического состояния ТС являются:

для автобусов и легковых автомобилей – необходимость одновременной замены поврежденного кузова и двигателя или необходимость замены кузова при отсутствии его поставок в розничную сеть;

для грузовых автомобилей – необходимость замены поврежденных рамы, кабины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании.

  1. Стоимость ремонта ТС для установления случая полной гибели ТС рассчитывается по формуле:

где:

Ср — стоимость ремонта ТС (рублей).

При расчете стоимости ремонта ТС стоимость устранения повреждений кузова ТС (элементов оперения) не может превышать суммы стоимости нового кузова ТС (новых элементов оперения) и стоимости работ по замене кузова в сборе (замене элементов оперения).

  1. Стоимость ТС на дату ДТП в целях определения экономической целесообразности ремонта или принятия решения о проведении выплаты в размере доаварийной стоимости принимается равной среднерыночной стоимости идентичного ТС на соответствующем товарном рынке.

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Правилам проведения

независимой технической экспертизы транспортного средства

 

 

 

Рекомендуемая структура экспертного заключения

 

 

________________________________________________________________________

(полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации /
фамилия, имя, отчество (если имеется), место жительства, дата государственной регистрации физического лица
в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

_______________________________

(должность, фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица / фамилия, имя, отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя

 

МП

экспертное заключение № ___________________

Дата составления «___» _______________ 20__ г.

Экспертиза проведена экспертом-техником____________ ф.и.о., внесенным в государственный реестр экспертов-техников, свидетельство № ___ от ____________

 

1.    Основание для проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее — экспертиза)__________________________ ________________________________________________________________________.

2.    Полное фирменное наименование и место нахождения страховщика _______________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3.    Фамилия, имя, отчество (если имеется), потерпевшего — физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего — юридического лица____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________.

4.    Перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования в ходе экспертизы.

4.1. Объект экспертизы — транспортное средство потерпевшего:

Тип ________________________________ Марка, модель _______________________

Категория (ABCD, прицеп) ____________ Регистрационный №_____________

Идентификационный номер (VIN): __________________________________________

Тип кузова __________________________ Год (дата выпуска) ___________________

Двигатель: тип _______________________ модель _____________________________

№ ________________________ рабочий объем (куб. см) ________________________

Шасси (рама) № _____________________ Кузов (коляска) № ____________________

Цвет (тип) лакокрасочного покрытия ________________________________________

Паспорт транспортного средства: серия _____________ № ______________________

Свидетельство о регистрации: серия _______________ № _______________________

Дата повреждения транспортного средства____________________________________

Пробег (тыс. км) __________установлен1 ___________________________________

Дата начала эксплуатации (дата приобретения для использования по назначению) ________________________________________________________________________.

4.2. Транспортное средство страхователя, представленное им по требованию страховщика:

Тип ________________________________ Марка, модель _______________________

Категория (ABCD, прицеп) ____________ Гос. регистрационный №______________

Идентификационный номер (VIN): __________________________________________

Тип кузова __________________________ Год (дата выпуска) ___________________

Двигатель: тип _______________________ модель _____________________________

№ ________________________ рабочий объем (куб. см) ________________________

Шасси (рама) № _____________________ Кузов (коляска) № ____________________

Цвет (тип) лакокрасочного покрытия ________________________________________

Паспорт транспортного средства: серия _____________ № ______________________

Свидетельство о регистрации: серия _______________ № _______________________

5.    Нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы ____________________________________________________

________________________________________________________________________.

6.    Сведения о документах, в том числе о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, рассмотренных в процессе экспертизы _______________________________________

________________________________________________________________________.

7.    Вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________.         Операции экспертизы транспортного средства потерпевшего:

8.1. Идентификация транспортного средства потерпевшего и проверка соответствия его идентификационных параметров и характеристик данным регистрационных и иных2 документов проведена при осмотре и ее результаты зафиксированы в акте осмотра транспортного средства (приложение 1 к экспертному заключению).

8.2. Установление повреждений транспортного средства потерпевшего.

На транспортном средстве установлены повреждения, перечень и характеристики которых приведены в акте осмотра транспортного средства  (приложение 1 к экспертному заключению).

Обоснования и пояснения _____________________________________________

________________________________________________________________________.

8.3. Установление причин повреждений транспортного средства.

На основе осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и транспортного средства страхователя, анализа сведений, представленных в извещении о дорожно-транспортном происшествии от «___» _______________
20__ г. и справке о дорожно-транспортном происшествии от «___» _______________ 20__ г., а также результатов ________________________________________________ ________________________________________________________________________

(указываются виды дополнительно проведенных экспертиз)

 

установленные повреждения, не обусловленные страховым случаем зафиксированы в соответствующем разделе акта осмотра транспортного средства  (приложение 1 к экспертному заключению).

8.4.             Установление методов, технологии и объемов (трудоемкости) ремонта для устранения повреждений, обусловленных событием, имеющим признаки страхового, произведено при расчете восстановительных расходов (приложение 2 к экспертному заключению).

Дополнительные обоснования и пояснения ______________________________

________________________________________________________________________.

8.5. Расчет стоимости восстановительного ремонта ТС и восстановительных расходов.

8.5.1. Расчет стоимости восстановительного ремонта с учетом износа — восстановительных расходов производится по формуле :

где:

Свр — восстановительные расходы (рублей);

Рр — расходы на проведение работ по ремонту ТС (рублей);

Рм — расходы на материалы (рублей);

Рзч — расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), (рублей);

Ики — износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте ТС (процентов).

Расчет приведен в приложении 2 к экспертному заключению и произведен с применением программы  для электронно-вычислительных машин  ______________  (указывается наименование программы и основание для ее легального  использования (№ договора, лицензии и т.п.)).  В формулу подставляются промежуточные значения затрат на материалы, запасные части и работы, указывается итог расчета, при необходимости проводится округление.

 

Итого ______________________________________________________________

Обоснования и пояснения _____________________________________________

________________________________________________________________________.

8.5.2. При проведении расчета стоимость материалов для ремонта ТС принята в соответствии с ______________________ (указывается источник информации с показателями среднерыночной стоимости с полными выходными данными) или в соответствии с результатами статистического наблюдения:

п\п

Наименование повреждения
(с указанием поврежденного элемента), обусловленного страховым случаем

Наименование видов работ по устранению повреждений (по каждому повреждению)

Материалы

Наименование

Удельный расход
на одну ремонтную единицу

Количество ремонтных единиц

Стоимость единицы материала

Стоимость материала,

руб.

Итого ______________________________________________________________

Обоснования и пояснения _____________________________________________

_______________________________________________________________.

8.5.3. Значение стоимости запасных частей (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, ТС принято в соответствии с ____________________________ (указывается источник информации с показателями среднерыночной стоимости с полными выходными данными) или в соответствии с результатами статистического наблюдения:.

п\п

Наименование повреждения (с указанием поврежденного элемента), обусловленного страховым случаем

Наименование видов работ по устранению повреждений (по каждому повреждению)

Запасные части

Наименование

Количество, ед.

Стоимость

1 ед.,

руб.

Стоимость,

руб.

Итого ______________________________________________________________

Обоснования и пояснения ____________________________________________

_______________________________________________________________________.

8.5.4. При проведении расчета  использованы значения стоимости нормо-часа работ по ремонту в соответствии_______________________________ (указывается источник информации с показателями среднерыночной стоимости с выходными данными) или таблицей статистического наблюдения и расчета средне-рыночной  стоимости работ по ремонту ТС:

п\п

Наименование объекта статистического исследования – исполнителя работ и его реквизиты Наименование видов работ по устранению повреждений (по каждому виду работ) Стоимость 1 нормо-часа, руб.
       
       

Среднерыночная стоимость по видам работ_______________________________

________________________________________________________________________

 

Обоснования и пояснения__________________________________________________

________________________________________________________________________

8.5.5. Расчет  износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» с приведением формул по каждому виду комплектующих изделий, расчета и итоговой величины.

Обоснования и пояснения_____________________________________________

________________________________________________________________________

9.    Величина восстановительных расходов (стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа) ________________________ руб.

10.     Расчет стоимости транспортного средства потерпевшего на дату страхового случая в неповрежденном состоянии (выполняется в случае необходимости).

10.1. Проверка на случай полной гибели транспортного средства. (выполняется в случае необходимости).

11. Ограничения и пределы применения полученных результатов.

11.1. Результаты расчета восстановительных расходов, стоимости транспортного средства, стоимости ремонта транспортного средства и стоимости  транспортного средства, действительны для условий товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта, а также услуг по ремонту транспортных средств _______________________________________________________________________

(указываются границы товарных рынков)

11.2. Другие допущения и ограничения_________________________________

________________________________________________________________________.

12.  Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику не были поставлены вопросы, но которые им были установлены в процессе проведения экспертизы ______________________________________________________________

________________________________________________________________________.

13.  Аргументированные пояснения на замечания участников осмотра поврежденного транспортного средства ______________________________________

________________________________________________________________________.

14.  В случаях, когда осмотр транспортного средства невозможен запись о том, что транспортное средство не осматривалось (с указанием причин), а экспертиза проводилась по представленным материалам (документам) с указанием перечня представленных ему для проведения экспертизы материалов (документов) с приложением их копий к экспертному заключению.

15. Выводы в целом по экспертизе ______________________________________

________________________________________________________________________.

 

 

Эксперт-техник

 

__________________

(подпись)

_____________________________________________________

Фамилия, фамилия, имя, отчество (если имеется),

государственный реестровый номер эксперта-техника

 

Приложения к экспертному заключению:

1.    Акт осмотра объекта экспертизы с фотографиями поврежденного транспортного средства (кроме случаев, когда осмотр не проводился).

2.    Калькуляция (расчет) стоимости.

3. Копии представленных для проведения экспертизы материалов (документов) в случае, когда осмотр объекта экспертизы не проводился.

4.    Официально заверенные результаты дополнительных экспертных исследований, использованных при проведении экспертизы.

5.    Другие документы и материалы, использованные при подготовке экспертного заключения.

 

 

Запись на обороте: Пронумеровано и прошито ___________ листов.

Подпись.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Правилам проведения

независимой технической экспертизы транспортного средства

 

 

Рекомендуемая структура акта осмотра ТС

 

 

________________________________________________________________________

(полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации /
фамилия, имя, отчество (если имеется), место жительства, дата государственной регистрации физического лица
в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации)

Акт

осмотра транспортного средства № ___

Дата составления «___» _______________ 20__ г.

 

Основание для проведения осмотра ____________________________________.

Дата осмотра «___» _______________ 20__ г.

Начало осмотра ____ час. ____ мин., окончание осмотра ____ час. ____ мин.

Место и условия проведения  осмотра _________________________________.

 

Мною экспертом-техником __________________________________________

(фамилия, имя, отчество (если имеется))

проведен осмотр транспортного средства потерпевшего (страхователя) ___________

________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (если имеется) физического лица

________________________________________________________________________

или полное наименование юридического лица)

 

1.    Объект осмотра — транспортное средство (данные регистрационных документов):

Тип ________________________________ Марка, модель _______________________

Категория (ABCD, прицеп) ____________ Гос. регистрационный №______________

Идентификационный номер (VIN): __________________________________________

Тип кузова __________________________ Год (дата выпуска) ___________________

Двигатель: тип _______________________ модель _____________________________

№ ________________________ рабочий объем (куб. см) ________________________

Шасси (рама) № _____________________ Кузов (коляска) № ____________________

Цвет (тип) лакокрасочного покрытия ________________________________________

Паспорт транспортного средства: серия _____________ № ______________________

Свидетельство о регистрации: серия _______________ № _______________________

 

2.    Прочие данные:

Владелец ________________________________________________________________

Адрес владельца __________________________________________________________

Доверенное лицо владельца ________________________________________________

Дата повреждения транспортного средства ___________________________________

Пробег на дату осмотра (тыс. км) __________ установлен1 ______________________

Дата начала эксплуатации (дата приобретения для использования по назначению) ________________________________________________________________________

3.    При осмотре транспортного средства УСТАНОВЛЕНО:

3.1. Идентификационные характеристики и параметры соответствуют\ не соответствуют записям в регистрационных документах

Дополнительные сведения по идентификации транспортного средства: ______

________________________________________________________________________

(разукомплектованность, признаки изменения маркировки и т.д.)

3.2.     Комплектация :

п/п

Наименование элемента конструкции ТС

(начало)

п/п

Наименование элемента конструкции ТС

(продолжение)

1

2

3

4

       
       

 

3.3. На транспортном средстве обнаружены следующие повреждения:

п/п

Наименование детали, узла, агрегата

Характеристика поврежденного элемента  и повреждения

 с указанием расположения, вида и объема повреждения

Предварительное определение способа устранения повреждений и трудозатрат на выполнение не нормированных изготовителем ТС ремонтных воздействий

1

2

3

4

       
       

 

3.4. Дефекты эксплуатации, повреждения доаварийного характера, следы ранее проведенного ремонта, а также другие факторы, влияющие на результаты экспертизы ______________________________________________________________

________________________________________________________________________.

3.5. Предварительное установление принадлежности повреждений транспортного средства к событию, имеющему признаки страхового _____________

_______________________________________________________________________.

3.6. Предварительное определение технического состояния транспортного средства либо его остатков ________________________________________________

________________________________________________________________________.

3.7. Возможны следующие скрытые повреждения: _______________________

________________________________________________________________________

(примерное месторасположение и возможный характер повреждений)

 

3.8. Во время осмотра взяты следующие пробы и элементы транспортного средства для исследования: ________________________________________________

________________________________________________________________________.

3.9. Иные сведения ________________________________________________________________________

 

Эксперт-техник

 

__________________

(подпись)

_____________________________________________________

Фамилия, фамилия, имя, отчество (если имеется),

эксперта-техника

 

 

На осмотре присутствовали: ___________________________________________________

_________________________________________________________________________________

(фамилии, имена, отчество (если имеется), замечания и подписи других участников осмотра)

 

Приложения:

1.    Фотографии осматриваемого транспортного средства и его поврежденных зон с письменными пояснениями, подписанные экспертом-техником, ______ штук.

2.    Другие документы и материалы, использованные при составлении акта осмотра.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к Правилам проведения

независимой технической экспертизы транспортного средства

 

Рекомендации к проведению фотографирования

поврежденного ТС

 

При проведении осмотра поврежденного ТС необходимо провести фотографирование исходя из следующих требований и рекомендаций.

1.  Обзорный снимок (общего вида) — вид ТС спереди (слева-справа) и сзади под углом около 45 градусов к продольной оси ТС, на котором должен быть ясно различим регистрационный знак ТС в привязке к общему виду поврежденных частей, узлов, агрегатов, деталей.

Рекомендуется при одной зоне повреждений делать не менее 2 снимков. Рекомендуемое расстояние для проведения обзорного снимка легкового автомобиля около 5 м (рис. 1).

 

 

Рис 1. Схема выполнения фотосъемки поврежденного ТС

(общего вида).

 

2.  Идентификационный номер (VIN) ТС, при его отсутствии номер кузова или рамы.

Рекомендуется дополнительно произвести фотографирование регистрационных документов ТС и справки с места ДТП. При наличии расхождений фактических номеров с данными регистрационных документов фотографии документов и номеров выполняются в обязательном порядке.

3.  Узловые снимки — видимые границы зоны повреждения с охватом основных поврежденных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов)
(рис. 2).

 

 

 


 

 

Рис 2. Схема выполнения фотосъемки поврежденной левой передней двери.

 

Измерительный инструмент — масштабная линейка (рейка) устанавливается вертикально на опорную поверхность вплотную к снимаемой части, узлу, агрегату, детали так, чтобы не закрывать имеющиеся на детали повреждения. Оптическая ось объектива фотоаппарата должна располагаться перпендикулярно масштабной рейке. На обзорном снимке должно быть видно основание на которое установлено начало шкалы измерительного инструмента.

С целью более подробного запечатления объема повреждения целесообразно произвести фотосъемку под различными углами.

4. Детальные (масштабные) снимки — фиксируются отдельные (локальные) повреждения ТС с близкого расстояния выполняются по тем повреждениям, характер или объем которых недостаточно четко определяется по узловому снимку.

На снимках должны быть зафиксированы все повреждения, отраженные в акте осмотра, с возможностью определения их вида и объема.

При выполнении узловых и детальных снимков рекомендуется делать их последовательно, находясь на одной линии под неизменным углом по отношению к оси ТС, то есть с начала выполнить обзорный, узловой снимки, затем приблизиться к ТС и сделать под тем же углом детальный снимок.

При фотосъемке вертикально расположенных поверхностей оптическая ось объектива должна располагаться горизонтально и быть направлена в центр снимаемой зоны (части, узла, агрегата, детали).

В целях последующего определения размеров повреждения ТС в непосредственной близости от объекта съемки следует укрепить масштабную линейку.

Рекомендуется выполнять несколько детальных снимков под разными углами с целью получения наиболее четкого и информативного изображения. При использовании обозначений поврежденных деталей кузова номерами они должны совпадать с номерами, присвоенными деталям в Акте осмотра.

Комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты), поврежденные в ДТП, но отсутствующие на ТС (например, оторванные бампер, зеркало заднего вида), фотографируются отдельно, по возможности, рядом с нарушенным креплением.

Повреждения, не имеющие причинно-следственной связи с рассматриваемым ДТП (в том числе, включенные в справку ГИБДД), фотографируются с учетом обеспечения возможности проведения транспортно-трасологической экспертизы (с обязательным использованием измерительной рейки или других средств измерения).

На фотографиях должны быть зафиксированы общий вид зоны повреждений и отдельные повреждения с привязкой по месторасположению и возможностью визуализации размеров повреждений, с фиксацией основных характеристик (динамические или статические, направленность, глубина проникновения, наличие наслоений и т.д.).

При оформлении фототаблицы рекомендуется нанести пояснительные надписи и указатели, в том числе с использованием графического редактора.

Фотографии в фототаблице нумеруются и подписываются экспертом-техником.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

к Правилам проведения

независимой технической экспертизы транспортного средства

Определения и характеристики основных видов повреждений ТС

Наименование вида повреждения

Определение и характеристика вида повреждения

1

Биение Отклонение от правильного взаимного расположения поверхностей во вращающихся (колеблющихся) цилиндрических деталях машин и механизмов

2

Вздутие Изменение геометрии лакокрасочного покрытия и пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости

3

Вибрация Нарушение режима работы агрегатов и узлов ТС, характеризующееся звуком с достаточно постоянной частотой и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня

4

Вмятина Изменение геометрии конструктивного элемента ТС по части или всей площади его поверхности в виде углубления круглой или овальной формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента (вдавленное место)

5

Выпадение Нарушение соединения одной детали (как правило, более мелкой) с другой деталью (как правило, более крупной), сопровождающееся выпадением первой детали с места посадки, расположенного на второй детали

6

Выпуклость Изменение геометрии конструктивного элемента ТС по части или полной площади его поверхности в виде сферически выгнутой наружу формы со сглаженными краями без разрывов поверхности элемента

7

Вырыв Полное отделение (с отрывом) от узла, агрегата, детали ТС его фрагмента

8

Задир Одностороннее без отрыва отделение поверхностного слоя части, детали ТС с образованием заусениц, полосок и т.п.

9

Заклинивание Полная потеря подвижности движущихся во время рабочих процессов деталей узлов и агрегатов ТС, вызванная взаимным смещением деталей в пространстве от конструктивно заданного положения

10

Залом Изменение геометрии конструктивного элемента ТС в виде его сгибания вверх, вниз или назад

11

Изгиб Вид деформации конструктивного элемента ТС, характеризующийся дугообразным искривлением (изменением кривизны) оси симметрии элемента либо его части или поверхности. Основные виды изгибов: поперечный, продольный, продольно-поперечный

12

Коробление Искривление и (или) сгибание поверхности конструктивного элемента ТС с появлением неровностей

13

Надрез Несквозное повреждение конструктивного элемента ТС небольшой глубины с ровными краями без отделения части материала, длина которого превышает его ширину

14

Обгорание Частичное уничтожение конструктивного элемента ТС в результате температурных воздействий, в том числе с обугливанием его оставшейся части

15

Отрыв Отделение фрагмента конструктивного элемента ТС

16

Отслаивание Разделение многослойных материалов, из которых изготовлены конструктивные элементы ТС на несколько слоев

17

Перекос Взаимное смещение конструктивных элементов ТС (каркаса кузова, кабины, салона, платформы, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов, рамы и т.д.) в пространстве от конструктивно заданного положения с нарушением сверх допустимых пределов местоположения контрольных (базовых) точек

18

Разрушение Разделение конструктивного элемента ТС на несколько мелких частей или полная потеря формы и свойств

19

Прокол Сквозное отверстие малой величины, как правило, круглой формы

20

Разрез Сквозное или несквозное узкое повреждение в основном линейной формы, длина которого превышает его ширину, в мягких материалах (резина, ткани и т.д.)

21

Разрыв Сквозное повреждение конструктивного элемента ТС неправильной формы с неровными краями без отделения части материала (длина повреждения превышает его ширину)

22

Риска Повреждение поверхностного слоя конструктивного элемента ТС в виде линии незначительной глубины и длины

23

Скол Полное отделение фрагмента или всей внешней поверхности конструктивного элемента ТС

24

Складка Изменение геометрии конструктивного элемента ТС с образованием неровности в виде волнообразного или прямолинейного сгиба

25

Скручивание Изменение формы конструктивного элемента ТС в виде деформации вокруг воображаемой оси

26

Смещение Нарушение взаимного положения конструктивных элементов ТС, не предусмотренное его конструкцией

27

Стук при движении Нарушение режима работы агрегатов и узлов ТС, характеризующееся звуком в виде ударных нагрузок и повышенным уровнем громкости относительно допустимого уровня

28

Течь Частичное или полное вытекание топливно-смазочных материалов и специальных жидкостей через образовавшиеся трещины и щели

29

Трещина Узкое сквозное или несквозное повреждение конструктивного элемента ТС, длина которого превышает его ширину

30

Царапина Деформация поверхности конструктивного элемента ТС без разрывов и изменения его геометрии с образованием узкого углубления в основном линейной формы, длина которого больше его ширины. Выделяются царапины лакокрасочных покрытий или основного материала

 


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

к Правилам проведения

независимой технической экспертизы транспортного средства

 

Укрупненные показатели трудозатрат (время мастера) на выполнение работ

по ремонту изготовленных из стального листового проката конструктивных элементов кузовов и оперения легковых автомобилей

иностранных производителей

Площадь повреждения,

(кв. м.)

Необходимое время* (нормо-час)

1 категории сложности **

2 категории сложности

3 категории сложности

0,01

0,6

0,8

1,1

0,02

0,7

1,0

1,3

0,03

0,8

1,1

1,5

0,04

0,9

1,3

1,7

0,05

1,0

1,7

2,0

0,06

1,1

1,9

2,4

0,07

1,2

2,3

2,7

0,08

1,3

2,4

2,9

0,09

1,4

2,5

3,3

0,10

1,6

2,8

3,5

0,11

1,7

2,9

3,8

0,12

1,9

3,1

3,9

0,13

2,0

3,3

4,1

0,14

2,2

3,5

4,4

0,15

2,4

3,6

4,6

0,16

2,5

3,7

4,8

0,17

2,7

3,8

5,0

0,18

2,9

4,0

5,2

0,19

3,0

4,2

5,4

0,20

3,1

4,3

5,6

0,21

3,3

4,4

5,7

0,22

3,4

4,5

5,8

0,23

3,5

4,7

6,0

0,24

3,7

4,8

6,3

0,25

3,8

5,0

6,5

0,26

3,9

5,1

6,7

0,27

4,0

5,2

6,9

0,28

4,1

5,3

7,1

0,29

4,2

5,4

7,2

0,30

4,4

5,5

7,5

Кузов

устранение перекоса

Несложного

(проем)

1,0-3,3

Среднего

(проемы, лонжероны)

3,5- 8,0

Сложного

(каркас кузова)

8,0- 14,0

 

*       Необходимое время приведено без учета подготовительно-заключительных работ.

**     Категория сложности не связана с нормированием ремонтов ТС отечественных производителей (рем. № 1, 2, 3) и зависит от степени повреждения:

1 категория – несложные деформации на простых (несложно профилированных) поверхностях;

2 категория – сложные деформации с образованием складок, вытяжкой металла либо несложные деформации на профилированных поверхностях;

3 категория – сложные деформации с изломом ребер жесткости, разрывов металла (при нецелесообразности замены, применении реставрации или вставки).

 



[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 24, ст. 2601; № 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740; № 11 (1 ч.), ст. 1029; № 17, ст. 1883; № 22, ст. 2576; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 4, ст. 506; № 6, ст. 738; № 13, ст. 1558; № 18 (2 ч.), ст. 2249; № 32, ст.4046; № 33, ст. 4088; № 36, ст. 4361; № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650; № 6, ст. 652; № 11, ст. 1222; № 12 ст. 1348; № 13 ст. 1502; № 15, ст. 1805; № 25, ст. 3172; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935; № 26, ст. 3801; № 26, ст. 3804; № 32, ст. 4832; № 38, ст. 5389; № 46, ст. 6526, № 47, ст. 6660, № 48, ст. 6922; 2012, №6, ст. 686; № 14, ст. 1630; № 19, ст. 2439; № 44, ст. 6029; № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388; № 12, ст. 1322, № 26, ст. 3343.

[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2003, № 26, ст. 2566; 2005, № 1 (часть 1), ст. 25;

 

 

[3]Приказ Минтранса России, Минюста России, МВД России, Минздравсоцразвития России от 17.10.2006 № 124/315/817/714 от 17.10.2006 «Об утверждении Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам» (зарегистрирован в Минюсте России 17.11.2006 № 8499), приказ Минтранса России, Минюста России и МВД России от 28.01.2009 № 14/24/58 «Об утверждении Требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников» (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2009 № 13347), приказ Минтранса России, Минюста России, МВД России от 18.01.2011 № 16/13/21 «Об утверждении Положения о Межведомственной аттестационной комиссии для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств» (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2011 № 19856).

[4] Приказ Минюста России от 30.06.2003 № 155 «Об утверждении порядка ведения государственного Реестра экспертов-техников» (зарегистрирован в Минюсте России 07.07.2003 № 4873).

[5] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 января 2009 г. № 14/24/58 «Об утверждении Требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников» (зарегистрирован в Минюсте России 16 февраля 2009 г., регистрационный № 13347).

[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. № 290 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств».

[7] Постановление Минтруда Российской Федерации от 12 мая 2003 г. № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» (зарегистрировано в Минюсте России 19 июня 2003 г., регистрационный № 4734).

[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 263 «Об утверждении правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств».

[10] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. № 309 «Об утверждении порядка информационного обеспечения расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» (зарегистрирован в Минюсте России 27 декабря 2011 г., регистрационный № 22767).

[11] Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2003 №АК-19-р «О головном научно-методическом центре Министерства транспорта Российской Федерации по независимой технической экспертизе транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

[12] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 20 «Об утверждении Номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа при расчете размера расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» (зарегистрирован в Минюсте России 24 февраля 2011 г., регистрационный № 19930).

1 указывается источник информации, на основании которого установлен пробег с начала эксплуатации транспортного средства: одометр, со слов владельца транспортного средства, по справочникам (с указанием их наименования и издательских  данных) и т.д.

2 в качестве иных документов рассматриваются инструкции по эксплуатации, сервисные книжки или иные аналогичные документы изготовителя ТС, извещение о дорожно-транспортном происшествии, справка о дорожно-транспортном происшествии, протокол и постановление об административном правонарушении, одобрение типа ТС, свидетельство о соответствии ТС с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности.

1 указывается источник информации, на основании которого установлен пробег с начала эксплуатации транспортного средства: одометр, со слов владельца транспортного средства, по справочникам (с указанием их наименования и издательских  данных) и т.д.

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *