Арбитражный суд Москвы указал, что в действиях страховщика «…по заключению договора ОСАГО под отлагательным условием (прохождение потенциальным страхователем технического осмотра у оператора ТО) нет нарушения страхового законодательства РФ». Также суд учел, что страховщик принял все зависящие от него меры для исполнения предписания: издал приказ об усилении контроля за соблюдением законодательства об ОСАГО и техосмотре и расторг договор со страхователем. Этот вердикт устоял в апелляции и на днях был подтвержден кассационной инстанцией – Федеральным арбитражным судом Московского округа.
Эксперты расходятся в оценке как законности отлагательного условия прохождения ТО, так и влияния указанных судебных актов на рынок. Партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат полностью согласен с выводами суда. По его мнению, ФСФР формально подошла к оценке действий страховой компании. «А суды понимают, что страховые компании лишь пытаются обеспечить страховую защиту, несмотря на все изменения в регулировании процедуры ТО и несовершенство нормативной базы». Вместе с тем, по его мнению, проблема продажи ОСАГО без ТО потеряла актуальность. «Система прохождения ТО по новым правилам уже налажена. Страховщики организовали логичную систему продаж в новых условиях. Поэтому данная позиция судов не должна существенно повлиять на работу страховых компаний», – уверен он.
Управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков считает по-другому: «Закон четко определяет перечень документов, которые должны предъявляться при покупке ОСАГО. Один из них – диагностическая карта или талон техосмотра». В соответствии с реформой ТО, на страховщиков возложена обязанность по контролю прохождения технического осмотра. «Если, почитав такие судебные решения, страховщики последуют примеру «Росгосстраха» и вообще перестанут требовать подтверждения техосмотра, то вся реформа ТО полетит в тартарары и люди перестанут проверять машины на техбезопасность», – считает Вадим Филипков.