А нового надзорного ведомства так и не появилось. Очевидно, что такая неразбериха не способствует безопасности пользования лифтами, предупреждают эксперты.
Страны — участницы Таможенного союза Россия, Белоруссия и Казахстан договорились, что вопросы контроля над лифтовым хозяйством переходят в компетенцию национальных органов, которые устанавливают правительства. Затем ведомство, наделенное такими полномочиями, должно оповестить об этом Европейскую экономическую комиссию. Пока это сделал только Казахстан — там лифтовое хозяйство передали МЧС.
Мы тоже ждем решения вопроса, сообщил «РГ» член Совета Национального лифтового союза (НЛС) Алексей Захаров. В преддверии вступления в силу профильного техрегламента профессиональное сообщество активно обсуждало вопрос, кто будет контролировать лифтовое хозяйство России. Сначала все думали, что все останется по-прежнему — лифтами продолжит заведовать Ростехнадзор. Но затем решили, что отрасль должна контролироваться двумя ведомствами. Проектирование устройств, надзор за производством и сертификацию хотели возложить на плечи Росстандарта. А все, что касается последующей эксплуатации лифтов, — передать в компетенцию Ростехнадзора.
А в Польше, например, ответственность за работу лифта несет производитель, но только на стадии монтажа. Далее контроль над подъемным механизмом переходит к эксплуатирующей компании. Этот вариант тоже обсуждался. «Российский менталитет требует госнадзора хоть в каком-то виде», — говорит Захаров. Впрочем, пока никакого решения не принято. И лифтовики продолжают работать практически вне правового поля.
Однако назначить «лифтовое» ведомство — это еще полдела, предупреждают эксперты. За этим потянется цепочка новых неразрешенных проблем. Например, кто и как должен вводить лифт в эксплуатацию. В НЛС считают, что этим должна заниматься комиссия в составе представителей монтажной организации, собственника и непосредственного пользователя. Такой механизм, кстати, действовал раньше (правда, там еще присутствовал «делегат» от Ростехнадзора), но был отменен.
Кроме того, лифтовики не согласны со стоимостью страховки подъемных устройств. По закону они выведены из категории опасных производственных объектов (ОПО). Однако тарифы для лифтовиков остались прежними, высокими. А самое главное, что закон умалчивает о том, что является страховым случаем. Как фиксируется авария, что является аварией, кто будет расследовать инцидент — все это необходимо прояснить. Помимо этого, в КоАПе отсутствует статья, устанавливающая ответственность за нарушения, связанные с монтажом и эксплуатацией лифтов.
Отдельная тема — изношенность «грузовой» индустрии. В России действует 530 тысяч лифтов, подъемников и т.п. По экспертной оценке, в многоквартирных домах установлено не менее 420 тысяч лифтов (скорее всего, эта цифра больше, потому что в России в последнее время не работает система учета действующих лифтов). При этом как минимум 150 тысяч лифтов «прослужили» более 25 лет, то есть выработали свой назначенный срок. Вот и получается, что примерно треть лифтов и подъемников в стране небезопасны для пользователей.
Тем временем Ростехнадзор продолжает наводить порядок в тех «подразделениях», которые остались за ним. В России начинается перерегистрация компаний, эксплуатирующих опасные производственные объекты, сообщил руководитель ведомства Николай Кутьин. Соответствующий раздел появится сегодня на портале госуслуг. Главная новация заключается в том, что все опасные объекты будут поделены на четыре категории — начиная от объектов низкой опасности и заканчивая чрезвычайно высокой опасности. К первому классу, например, относятся угольные шахты, где имеется опасность взрыва газа или пыли, высока вероятность горного удара, объяснила «Российской газете» Елена Кловач, гендиректор «Научно-технического центра исследований проблем промышленной безопасности».
В целом в перечень опасных производственных объектов входят промышленные объекты, где используются опасные вещества, применяется избыточное давление и т.п. Речь может идти даже о сельскохозяйственном производстве.
Госдума одобрила в первом чтении поправки в законодательство, связанные с обеспечением безопасности бесхозных гидротехнических сооружений.
Предлагается наделить органы госвласти регионов полномочием по проведению капремонта, консервации или ликвидации бесхозяйных гидросооружений. А у муниципалитов появятся полномочия по постановке их на учет.
Также устанавливаются обязательные требования к консервации и ликвидации гидротехнических сооружений. В целом принятие законопроекта, говорится на сайте Ростехнадзора, позволит значительно сократить ущерб от затоплений и подтоплений территорий, разрушения плотин, дамб, других гидротехнических сооружений.
Кроме того, Ростехнадзор внес в Госдуму предложение по привлечению к ответственности недобросовестных экспертных организаций.Часть из них проводит работы очень плохо и недобросовестно, что приводит к авариям на производствах. В настоящее время закон не предусматривает привлечения экспертов к ответственности за подобные ошибки, в связи с этим Ростехнадзор предлагает внести поправки. Ведомство предлагает штрафовать недобросовестных экспертов или привлекать их к уголовной ответственности, если в результате аварии погибли или серьезно пострадали люди. Сейчас недобросовестные эксперты отделываются только штрафами.