«Роснефть» и американская ExxonMobil вновь обменялись активами. Exxon получила право на разработку семи месторождений на шельфе, лицензиями на которые владеет «Роснефть»

Правда, если сравнивать запасы, обмен оказался неравноценным — «Роснефть» отдала, как минимум, в три раза больше, чем получила взамен.

Российская госкомпания в среду предоставила ExxonMobil доли в проектах разработки семи участков недр на континентальном шельфе.

Речь идет о таких участках, как Северо-Врангелевский-1, Северо-Врангелевский-2 и Южно-Чукотский в Чукотском море. Кроме того, об Усть-Оленекском, Усть-Ленском и Анисинско-Новосибирский в море Лаптевых, а также Северо-Карском блок в Карском море.

В 2011 году Exxon получила доли в трех участках в Карском море, (Восточно-Приновоземельские-1, -2, -3).

Таким образом, «Роснефть» определила судьбу более половины из 12 лицензий, которые получила ранее.

Допуск к шельфу сейчас имеют только государственные компании с опытом работы не менее 5 лет, то есть, это только «Роснефть» и «Газпром». Частные и иностранные компании, которые готовы вести разработку шельфа, обязаны договориться о партнерстве с госкомпаниями.

Предложенные Exxon участки входят в число наиболее перспективных с точки зрения нефтегазовых ресурсов, но, в то же время, и наименее изученных в мире, уточняют в «Роснефти».

Как стало известно , общие запасы участков, доли в которых получила Exxon, составляют около 10 млрд тонн нефти и 7 трлн кубометров газа. Доля американской компании таким образом составит примерно 3,3 млрд тонн нефти и 2,3 трлн кубометров газа.

Взамен «Роснефть» получила опцион на приобретение 25%-ой доли в проекте освоения газового месторождения Point Thompson на Аляске, оператором которого является Exxon. Его запасы оцениваются примерно в 3 трлн кубометров .

То есть «Роснефти» достанется лишь около 750 млрд кубов газа. Источник в нефтегазовой отрасли полагает, что такая диспропорция запасов связана с условиями финансирования совместных работ.

«Когда речь шла о Приновоземельских участках, Exxon полностью взяла на себя финансирование геологоразведки, это миллиарды долларов».

Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что участие в проекте Point Thompson позволит компании получить новейшие технологии разработки газоконденсатных месторождений в тяжелых климатических условиях.

Кроме того, стороны подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривает рассмотрение возможности строительства завода по производству сжиженного газа на Дальнем Востоке России. В ближайшее время компании создадут рабочую группу, которая займется этим вопросом.

«Монетизировать газ с Point Thompson будет сложно — из-за тяжелых климатических и инфраструктурных условий. Скорее всего, партнеры планируют построить там завод по сжижению газа, и тогда сделка станет зеркальной», — комментирует аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков.

По его словам, целевыми рынками сбыта и для продукции дальневосточного завода, и для СПГ с Point Thompson станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако по российскому законодательству правом на экспорт газа, в том числе – СПГ, обладает лишь «Газпром».
Игорь Сечин на заседании комиссии по ТЭК, также состоявшемся в среду, заявил о необходимости либерализации экспорта СПГ, произведенного из газа месторождений, частично или полностью расположенных в территориальных водах, на континентальном шельфе, на полуострове Ямал и Гыдан. Он сообщил о необходимости принять меры налогового и таможенного стимулировании для проектов СПГ.

Сечина поддержал глава «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов, который от имени членов комиссии по ТЭК обратился к Владимиру Путину с предложением предоставить компаниям, работающим на шельфе, право экспорта СПГ.

Путин в ответ заявил, что необходимо будет продумать возможную поэтапную либерализацию экспорта сжиженного газа.

Директор по стратегическому развитию в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко отмечает, что лоббистами отмены монополии «Газпрома» на экспорт СПГ выступает не только «Роснефть», но и «Новатэк», владеющий контрольным пакетом в проекте «Ямал-СПГ». Кстати, «Новатэк» уже обращался к властям с просьбой разрешить зарубежные поставки сжиженного газа.

«Роснефти» вообще не имеет смысла добывать газ на шельфе при отсутствии возможности экспорта. Думаю, к лету власти отменят экспортную монополию «Газпрома» в части СПГ», — полагает Мищенко, однако предупреждает о серьезной конкуренции, которая может развернуться на рынках АТР.

Дело в том, что у «Газпрома» тоже есть проект завода по сжижению газа на Дальнем Востоке. И монополия, по словам Мищенко, уже значительно продвинулась в переговорах с японцами (Япония является основным потребителем СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе).

«Сложно сказать, сможет ли «Роснефть» опередить «Газпром» в Азии», — говорит эксперт

Похожие новости

«Роснефть» и американская ExxonMobil вновь обменялись активами. Exxon получила право на разработку семи месторождений на шельфе, лицензиями на которые владеет «Роснефть»: 1 комментарий

  1. lawyer Автор записи

    Почему только в 3 раза больше, откат небольшой? Когда лицензию получали без конкурса на эти месторождения, мотивировка была — опыт роснефти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *