Вывод иностранного капитала из российских акций возобновился. За неделю ушло $79 млн — это почти нивелировало краткосрочный приток предыдущей недели. В действительности отток и не прерывался, приток неделей ранее обеспечил только один фонд из 140, констатируют аналитики. Падает и фондовый рынок. Но Россия пока компенсирует потери за счет глобальных фондов — к развивающимся рынкам в целом у инвесторов интерес сохраняется.
Отток средств из фондов, инвестирующих в Россию, за неделю с 30 января по 6 февраля составил $79 млн (0,54% активов под управлением) по сравнению с притоком $88 млн, зафиксированным на предыдущей неделе, свидетельствуют данные Emerging Portfolio Fund Research (EPFR).
«На данный момент активы фондов, специализирующихся на вложениях в Россию, показывали отрицательную динамику в четырех из шести недель в этом году», —- приводят статистику аналитики «Уралсиб Кэпитал». С начала года накопленный отток составляет $145 млн.
«Если брать статистические данные, то картина на минувшей неделе такая же, как и на неделе с 24 по 30 января», — говорит аналитик «Уралсиб Кэпитал» Наталья Березина. На предыдущей неделе весь приток обеспечил один фонд из более чем 140 фондов, по которым открыта статистика, — управляемый BNP Paribas Investment Partners ($115 млн). Таким образом, отток и не прерывался, констатирует Березина.
Весь отток на минувшей неделе пришелся на классические фонды, тогда как ETF (фонды, паи которых торгуются на биржах) увеличили активы на $21 млн.
Инвесторы тем не менее оптимистично смотрят на развивающиеся рынки в целом. Глобальные фонды развивающихся рынков (GEM) по итогам недели привлекли $2,8 млрд новых денег, превзойдя результат прошлой недели, отмечают в «Уралсиб Кэпитал».
Лидеры инвестиционной привлекательности – азиатские фонды. На минувшей неделе они привлекли $1 млрд, больше половины притока обеспечили китайские активы ($546 млн).
Среди прочих стран БРИК Бразилия и Индия зафиксировали небольшой отток ($8 млн и $10 млн соответственно), Россия вновь стала аутсайдером недели.
Возобновился приток в латиноамериканские фонды ($108 млн), а фонды ЕМЕА (Европа, Ближний Восток, Африка), напротив, утратили популярность среди инвесторов (нетто-отток $272 млн).
«Продолжающийся отток свидетельствует о сохраняющемся скепсисе по отношению к России на фоне других развивающихся рынков», — говорится в обзоре «Уралсиб Кэпитал».
Тем не менее Россия выигрывает за счет глобальных фондов (доля России в GEM около 6% — «Газета.Ru»), отмечает Березина. Приток в фонды GEM пока что компенсирует локальный отток из России, обнадеживает аналитик.
Отток из фондов, ориентированных на Россию, был более чем компенсирован притоком в диверсифицированные GEM-фонды, который составил $199 млн, считает аналитик ВТБ Капитал Илья Питерский. Таким образом, полный приток средств в российские акции положителен и составил $89 млн, отмечает он.
«Рынок (ценных бумаг) не вырос за этот период, зафиксировав падение на 1%, сообщил аналитик УК «Райффайзен Капитал» Михаил Кузин. «Мы полагаем, что деньги ушли на том, что российский рынок выглядел одним из лидеров с начала года: MSCI Russia прибавил 3,7%, MSCI India — 3,3%, MSCI China — 1,9%, MSCI Brazil — 0,3%, — рассуждает Кузин, — вероятно, активные инвесторы решили зафиксировать часть прибыли и переложиться в отстающие страны, например в Бразилию».
Может иметь место небольшая фиксация прибыли, соглашается глава аналитического отдела по фондовому рынку ФК «Открытие» Владимир Савов. Настрой инвесторов по отношении к России заметно улучшился за последние два месяца, считает он. «Если развивающиеся рынки будут продолжать привлекать новые деньги, часть этих притоков, скорее всего, будет доходить и до российского рынка», — надеется аналитик.
Причины оттока могут быть чисто технические, предполагает аналитик по стратегии Sberbank Investment Research Ованес Оганисян. Управляющие закрывают одни фонды и запускают другие, объясняет он. «Например, JP Morgan рапортовал об оттоке $38 млн из двух российских фондов, в то же время показал приток $5 млн в третий российский фонд», — приводит он пример. И скорее всего, эти транзакции вообще с рынком не связаны, говорит Оганисян